|
Старшее поколение читателей, конечно же, помнит замечательный французский фильм “В мире безмолвия” и книги пионеров подводной охоты Жака Ива Кусто и Джеймса Олдриджа. Это было время первого знакомства наших соотечественников с неведомым подводным миром и самим понятием "подводная охота".
Почти сорок лет подводная охота развивалась у нас под Покровительством ДОСААФ СССР и была искусственно зажата в рамки спортивной подводной стрельбы (СПС). СПС, кроме собственно подводной охоты, включало в себя также стрельбу из пистолета в тире и подводную стрельбу по неподвижной мишени в бассейне. Только в 1992 г, была создана Федерация подводного рыболовства России (РФПР) со штаб-квартирой в Самаре.
По данным РФПР, в нашей стране насчитывается несколько десятков тысяч активных подводных охотников. А рыболовов многие миллионы. Почему такая разница? Ведь объект интереса у них один и тот же - рыба. У подводной охоты и рыболовства одни разрешенные сроки, одинаковые нормы вылова рыбы. Правила, которыми пользуются и те и другие, также одни, и даже записаны они в одном документе - "Правилах любительского и спортивного рыболовства". В смысле общения с природой подводные охотники даже выгадывают, так как у них есть возможность любоваться еще и совершенно особенным, порою сказочно красивым, подводным миром.
Причины столь разительного отличия в количестве поклонников того и другого хобби вполне объективны: младенческий (по сравнению с рыболовством) возраст подводной охоты, почти полное отсутствие специальной литературы и незначительное количество публикаций на эту тему, отсутствие в продаже необходимого подводного снаряжения и оружия либо очень высокие цены на них и значительные физические нагрузки, которые приходится испытывать подводному охотнику.
Широкому развитию подводной охоты препятствуют и естественные природные ограничения:: часто отсутствие необходимой прозрачности воды и наличие льда. Из десяти рек средней полосы России из-за недостаточной прозрачности воды, хорошо если в двух можно охотиться летом. Весенний паводок и осенние дожди делают большинство водоемов мутными. Летнее цветение, особенно стоячих водоемов, резко ограничивает возможности охоты. Горные реки из-за сильного течения на девяносто процентов также непригодны для погружений подводников. И, наконец, непреодолимый зимний лед, наглухо запечатывающий абсолютное большинство водоемов огромной России на долгие месяцы. Обычно рыба очень осторожна, пуглива и боится даже тени человека на берегу. А охотник лезет в воду, бьет по ней ластами и при этом для успешного выстрела должен приблизиться к рыбе хотя бы на полтора-два метра. Понятно, что лишь небольшой процент из имеющейся в данном месте рыбы "станет дожидаться охотника и испытывать его меткость.
Поэтому, если при вас из реки вышел подводный охотник и у него на кукане два килограммовых язя, а в этот момент на берегу в садке у рыболова лишь пара окуньков-матросиков, не следует делать вывод, что подводная охота - дело простое, а рыбалка - сложное. Просто мастерства у первого оказалось побольше. Не касаясь проблем рыбалки, попробуем разобраться в вопросе: легко ли подводнику "вытащить рыбку из пруда"?
Как уже упоминалось, спортсмен во время подводной охоты испытывает большие физические нагрузки. Они определяются суммой трех факторов: работой мышц, кислородной недостаточностью и усиленной теплоотдачей организма.
Несколько часов плавания не всякому под силу и изматывает даже тренированного человека. Задержка дыхания ори нырянии быстро приводит к снижению концентрации кислорода в крови и повышению концентрации углекислого газа. Охлаждающее действие воды еще больше усиливает интенсивность потребления кислорода, и в организме быстро развивается кислородная недостаточность.
Погрузившись на глубину 2-3 м, охотник начинает испытывать боль от растяжения барабанных перепонок. Существуют несложные способы преодоления этих ощущений при условии, что у ныряльщика нет насморка. Пренебрежение же к ряду правил при нырянии может привести к разрыву барабанных перепонок.
Охлаждение в воде и по интенсивности, и по характеру функциональных изменений в организме человека значительно отличается от охлаждения в воздухе. При понижении температуры воздуха до +4°С человек может без опасности для здоровья пребывать на нем до шести часов, при этом температура тела у него даже не падает. В воде такой же температуры человек погибает от переохлаждения уже спустя час-полтора. Еще до наступления общего переохлаждения могут возникнуть рвота, головокружение и потеря ориентации. "Холод страшнее акулы", - считает известный австралийский подводный фотограф Ганс Хасс.
Кроме физических и физиологических трудностей, которые приходится преодолевать, процесс охоты под водой требует мастерства, смелости и силы. Летом, чтобы добыть рыбу, нужно залезать в самые густые заросли подводной растительности. Растения закрывают маску и слепят ныряльщика, цепляются за нее и стаскивают с лица. Они опутывают трубку, плечи и ноги подводника, очень неохотно отпуская его обратно на поверхность. Именно в таких условиях удается найти и подстрелить язя, плотву, щуку. Лещ обычно движется в толще воды и его надо караулить, то есть ложиться на дно и ждать минуту-две, затаив дыхание (использование любых дыхательных аппаратов на подводной охоте запрещено). Только таким способом залежки можно добыть и жереха - "корсара речных просторов". За сомом приходится залезать в глубокие, темные подводные углубления и норы. Либо извиваться ужом и пробираться внутрь подводного завала, состоящего из затопленных деревьев, стволов и разного хлама. И то, и другое - трудно физически и очень не просто психологически.
Прочитав все эти "страсти", уместно задаться вопросом: а почему же тысячи людей избрали для себя именно это хобби и не променяют его ни на какое другое? И как так получилось, что среди фанатиков подводной охоты - люди всех возрастов? Например, мой сын с помощью маски и подводного ружья добыл свою первую щуку в возрасте десяти лет. А нашему старейшему охотнику, кстати участнику и инвалиду Великой Отечественной войны, Логвинову Леониду Александровичу уже минуло 75!
Если вода прозрачная, то удивительная красота предстает перед взором подводника! Раньше среди охотников считалось, что подводный ландшафт нашего Черного моря необыкновенно красив. Теперь же мы знаем, насколько он беден в сравнении с подводными пейзажами многих российских рек и озер.
...Разнообразная растительность то стелется ковром, то образует подобие губчатых шаров, то причудливым лесом с окнами и прогалинами поднимается ото дна до поверхности на 4-5- метровой глубине. В протоках на течении тонкие и длинные светло - салатовые листья вьются и переплетаются, как распушенные косы сказочной водяной девы. Ветви деревьев и кустов, оказавшихся под водой, возникают из глубины, словно щупальца гигантских спрутов. Вынырнешь, а перед лицом самый красивый водяной цветок - белоснежная кувшинка. И среди этого подводного растительного мира - мир животный: рыбы, раки, черепахи, устрицы, головастики, разнообразные личинки и жуки. Случается встретить под водой и бобров, ондатр, норок. Если долго плавать и быть внимательным, то можно подсмотреть много интересного из жизни этого мира. Например, сцены охоты щуки и окуня на братьев своих меньших или огромные скопления головастиков, образующих в воде живые, колышущиеся черные шары по метру в диаметре, и еще много-много другого.
Таков подводный мир в солнечный и ясный летний день. Но верно говорят, что охота пуще неволи. Поэтому неугомонные подводники ищут свою добычу и в кромешной тьме ночи, и в лютую, зимнюю стужу. Добычу они находят, но, вместе с тем, находят и совершенно уникальные, ни с чем не сравнимые ощущения.
С наступлением темноты под водой, как и на суше, начинается новая жизнь. Одни обитатели морей и рек прячутся в это, неблагоприятное для них, время, другие, наоборот, выбираются из укрытий. Ночные погружения требуют от охотника и большого опыта, и большого мужества. Луч фонаря высвечивает лишь маленький участок подводного царства, а за ним – безграничный черный мрак. Черное – значит неведомое, а неведомое всегда пугает. К тому же сам находишься вне света, как раз в этом мраке. Ноги невольно стараешься подтянуть поближе, и фонариком нет-нет да и посветишь себе за спину… Кто повылезал из глубоких нор, кто поднялся из темных, даже в самые солнечные дни, омутов и ям? Точно знаешь, что в этой реке знаменитая Несси не живет, но... все равно жутковато. И сейчас, когда за плечами сорокалетний стаж подводной охоты, сказать, что ночью я залезаю в реку или озеро совсем без напряжения - значит сказать неправду. А может, в этом и заключена особая привлекательность ночной подводной охоты, только мы не хотим себе в этом признаться? Ибо неведомое не только пугает, но и притягивает.
А зимняя подводная охота? Мы ею занимаемся уже более 20 лет и накопили немалый опыт. У этого сугубо российского явления свои "прелести". Ледяная вода, трескучий мороз с пронизывающим ветром и глубокий, порой непроходимый, снег - почти постоянные спутники такой охоты. Казалось бы, подвергать человека подобным испытаниям можно разве что насильно. А вот и нет! Более того, те, кто практикуют зимние погружения, считают их самыми приятными и впечатляющими.
Наиболее острые (но при этом совсем не связанные со страхом) ощущения испытываешь от того, что можешь сделать то, чего не могут тысячи и миллионы других. Никому из "нормальных" людей и в голову не придет окунаться в реку, когда на воздухе -30°С и поверхность парит так, словно вода вот-вот закипит. Температура воды действительно намного выше температуры воздуха: +2°С! Но вас это ничуть не смущает. Вы одеваетесь специальным образом и шагаете по снежному полю к реке. К середине зимы снег уже такой глубокий, что приходится скорее ползти и пробиваться, нежели идти. И, главное, вовсе не холодно. Добрались до берега, скатываетесь прямо в хрустальную воду и... совсем ее не чувствуете. Много теплой одежды и гидрокостюм надежно защищают ваше, не всегда закаленное, городское тело. Только когда надеваете маску и опускаете голову в воду, понимаете, что находитесь не в теплой ванне. Зимняя охота иногда может быть продолжительнее, чем летняя. Как-то мы с другом в феврале плыли вниз по реке Рузе и охотились целых 8 ч! Плохо, если порвется гидрокостюм и ледяная вода намочит теплые вещи под ним. Тогда выручает костер. Впрочем, костром мы не пренебрегаем никогда и после охоты, переодевшись, непременно рассаживаемся вокруг него на складных стульчиках, достаем бутерброды и пьем настоявшийся в термосах чай. Веселый, жаркий костер делает наше общение с природой вдвойне приятным.
Обычно человек, единожды увидевший через стекло маски подводный мир, испытавший почти космическую невесомость, способность парить и перемещаться в трех измерениях, становится пленником этих новых сильных ощущений. Он уже – подводник на всю оставшуюся жизнь. А если у него есть еще и охотничья жилка, то можно считать, что одним подводным охотником стало больше.