|
Правила любительского и спортивного рыболовства в рыбохозяйственных водоемах страны имеют общие положения, действующие в любых областях и регионах, а также включают ряд специальных положений, присущих определенному району.
Подводные охотники справедливо задавались вопросом, почему они подвергаются столь очевидной дискриминации:
рыболов-любитель может отдохнуть на речке и разрешенными снастями поймать пять килограммов рыбы, а подводный охотник нет? В Министерство рыбного хозяйства из различных регионов страны постоянно приходили письма с просьбами о пересмотре действующих Правил, и в 1985 году министр рыбного хозяйства СССР подписал приказ № 448 о внесении изменений в типовые Правила любительского и спортивного рыболовства. Он заменил прежнюю редакцию статьи 10 и предложил бассейновым управлениям рыбоохраны внести соответствующие изменения в региональные ' Правила рыболовства. Вот эта новая редакция: "Подводная охота на рыб с применением гарпунов и гарпунных ружей разрешается без использования аквалангов и других автономных дыхательных приборов повсеместно, за исключением водоемов или их участков, где любительское рыболовство настоящими Правилами запрещено, а также установленных исполкомами народных депутатов мест массового отдыха граждан".
Статья 11 Общих положений Правил запрещает лов рыбы с применением "колющих орудий лова, огнестрельного и пневматического оружия (за исключением ружей и пистолетов для подводной охоты)...". Для Москвы и Московской области действует запрет на "применение средств подводной охоты с берега, плавсредств, в забродку и во время нереста" (пункт 25.8 Правил). Подобных необходимых ограничений, например, в Правилах, распространяющихся на водоемы центральных областей Российской Федерации, почемуто уже нет. Все остальные нормы существующих Правил рыболовства в равной мере относятся к рыболовам и подводным охотникам.
С упразднением большинства общесоюзных структур и ликвидацией Министерства рыбного хозяйства СССР, значительный штат государственных рыбинспекторов "повис в воздухе". Только в Москве и Московской области таких должностей 460. Ясность и определенный порядок в дело сохранения рыбных запасов Российской Федерации внес Указ Президента России № 242, в соответствии с которым создан Комитет по рыбному хозяйству Российской Федерации. На него возложены функции охраны и воспроизводства рыбных запасов и регулирования рыболовства, осуществлять которые должна система органов рыбоохраны.
У рыболова и подводного охотника одни и те же интересы: насладиться общением с природой и добыть рыбу. При этом, как мы выяснили, права и обязанности у них также одинаковы. Казалось бы, они должны стать друзьямиединомышленниками. К сожалению, так бывает не всегда. Рыбаки, у которых значительно больше возможностей для занятия своим любимым делом, чем у подводника, часто имеют неверное представление об этом виде охоты. Примерно такое: подводник пришел к рыбам в дом, быстренько и без труда убил самых больших обитателей — и все дела. Как же они далеки от истины! И читатель в дальнейшем убедится в этом. Надеемся, что наши наблюдения помогут всем лучше понять любителей подводной охоты и положительно повлияют на взаимоотношения между огромной армией рыболовов и относительно небольшим отрядом подводных охотников.
... Обычная картина: проплывая по реке, охотник видит замершего среди прибрежных кустов рыбака и старается подальше обогнуть безжизненный поплавок. Однако это не всегда помогает, и вслед ему нередко несется брань или недовольное бурчание: мол, рыбу распугал, клевать теперь не будет.
Но давайте разберемся. В том месте, где висит крючок удочки, крупная рыба никогда днем не стоит. На открытом месте, по многолетним наблюдениям подводных охотников, она может появиться либо ночью, либо на зорях, то есть когда встречи рыбака и подводника чрезвычайно редки. Если в месте заброшенной удочки вертятся небольшие плотвицы и окуньки, которые днем действительно могут стать добычей рыболова, то проплывающий охотник их не распугает и не отобьет у них желания клевать, если уж таковое было. Некрупная рыба отплывает на метр и через минуту возвращается на прежнее место — об этом также говорит опыт подводной охоты.
Мигрирующие днем крупные рыбы, например, лещи или язи, гуляют по водоему и действительно могут быть распуганы охотником. Но, во-первых, не исключено, что они сюда еще не один раз придут (не случайно охотники ложатся на дно и поджидают их), а во-вторых, рыба в это время обычно не кормится, а значит, и не клюет. Таким образом, если судить объективно, подводный охотник своим появлением в реке не способен отрицательно повлиять на успех рыболова.
Существует мнение, что подводники стреляют слишком много рыбы и дается она им просто, без особого труда. Так ли это?
Рыболовов на водоемах десятками и сотнями видят все. Они часами добросовестно держат в руках удочки или хлещут спиннингами волу. Обычный их улов невелик. Подводных же охотников почти не видно. Никто не знает, как долго они плавали, на какие глубины ныряли и в какие подводные завалы забирались. Но вот охотник берегом возвращается к месту стоянки, а на кукане у него, к примеру, пара крупных язей да щука в придачу. Тут и рождаются неоправданная зависть и ошибочное мнение о неограниченных возможностях подводников. И мало кто думает о бесчисленных подводных трудностях, физических и психологических нагрузках, которые испытывают охотники, а порой и об опасностях, подстерегающих их в чужой среде.
... Мы с другом отправились на подводную охоту в середине февраля. Проплыли вниз по течению Рузы от ГЭС, что несколько выше поселка Горбово, и до поселка Старая Руза, который расположен уже на берегу Москвы-реки. Моей добычей стали полтора десятка плотвиц, щучка менее килограмма весом и такой же налим. У товарища и того не оказалось. А плыли мы, не считая часового перерыва, без малого восемь часов! Напоминаю, что происходило это в самое холодное время года. Вот так "просто" подводным охотникам дается их добыча...