Кому и чем может быть полезен человек под водой?

Охотники и рыболовы могут и должны быть очень полезны друг другу.

Почти всю первоначальную информацию о рыбах подводный охотник черпает из специальной рыболовной литературы, то есть из опыта, накопленного рыбаками. В свою очередь, и рыбаки нередко пользуются советами подводников. Обычно они, увидев в воде охотника, интересуются, есть ли рыба и где она стоит в данный момент. Иногда просят освободить снасть, зацепившуюся за корягу или траву под водой. В местах постоянного блеснения на дне водоема можно найти оторванные блесны. Я всегда их поднимаю и либо кладу на берегу на видное место, либо тут же вручаю оказавшемуся поблизости спиннингисту.

Под водой случается находить скрученные и порванные обрывки сетей — "телевизоры". В них всегда висит тухлая рыба, и такая картина не может не удручать. Подводные охотники придерживаются неписаного правила: приводят найденные запрещенные орудия лова в полную негодность и затем выбрасывают их на берег. Если рыболовная сеть не утеряна и явно имеет хозяина, то о находке сообщают в рыбинспекцию. Среди подводных охотников немало общественных рыбинспекторов, а есть и такие, которые, совместно с государственной инспекцией, регулярно занимаются борьбой с браконьерством на водоемах. Услуги людей, способных при необходимости опуститься под воду, оказываются очень кстати при отыскании свидетельств преступной деятельности браконьеров.

Два раза в год, осенью и зимой, жажда необыкновенного успеха толкает рыболовов на слишком тонкий или слишком рыхлый лед водоемов. Каждый год только в Москве и Подмосковье десятки таких рыбаков по первому и последнему льду становятся жертвами собственной страсти. Органы милиции чаще обращаются за помощью к подводным охотникам, а не к работникам спасательных станций, так как последние только летом, да и то "с горем пополам", способны выполнять свои функции. По мнению охотников, поддерживающих постоянный контакт с отделениями милиции, находить и поднимать утонувших рыбаков — дело, требующее крепких мускулов и нервов, лишенное всякой романтики, но, увы, необходимое.

Всякий любитель, а рыболов и подводный охотник в особенности, должен заботиться о чистоте больших и малых рек, озер и водохранилищ. Однако для этого нужно знать, что для водоема и его обитателей хорошо, а что плохо. Подводник первым увидит какие-либо изменения в воде, и в случае необходимости первым может забить тревогу.

В наибольшей мере чистоте воды угрожают продукты переработки нефти, которые могут образовать сплошную пленку на поверхности и убить под ней все живое, в том числе и молодь рыб. Нефтяная пленка не позволяет малькам, только что появившимся на свет, сделать первый жизненно необходимый глоток воздуха для наполнения плавательного пузыря, в результате чего они гибнут.

Бытовые сточные воды и сточные воды предприятий пищевой промышленности, а также стоки животноводческих ферм и комплексов поглощают кислород, что пагубно сказывается на рыбном населении и других обитателях водоемов.

Воды с полей, содержащие примесь минеральных удобрений (главным образом, соединений азота и фосфора), способствуют чрезмерному развитию водных растений. Это приводит к поглощению кислорода, загрязнению воды и появлению неприятного гнилостного запаха.

Как загрязнители, весьма опасны отходы предприятий искусственных волокон, целлюлозно-бумажной промышленности: они поглощают кислород, засоряют воду нерастворимыми веществами и волокнами, изменяют ее цвет и ухудшают прозрачность.

Во время сплава леса, выделяемые бревнами смолы, дубильные вещества и другие вредные продукты, разлагаясь в воде также потребляют кислород, чем вызывают гибель живых организмов.

Таким образом, чем активней деятельность человека, тем больший вред наносится окружающим водоемам. По оценке ученых МГУ имени М. В. Ломоносова, качество воды москворецких водохранилищ приближается к критическому. Содержание кислорода в воде уже на глубине 4—6 метров резко падает и стремится к нулю, происходит интенсивный рост концентраций нитритов и аммиачного азота, что ведет к подавлению процессов самоочищения водоема. Например, только за последние 4 года в Истринском водохранилище содержание аммиака увеличилось в 5 раз, а нитратов в Можайском, Рузском и Озернинском — в 2 и более раза.

В охране водоемов от загрязнений и обеспечении их водой большая роль принадлежит лесу. Он оказывает регулирующее воздействие на процессы формирования стока и накопления влаги на данной территории. В безлесных районах выпавшие осадки тотчас же стекают с поверхности почвы. Уже давно замечено, что вырубка лесов в непосредственной близости от рек неизбежно вызывает бурные весенние наводнения и резкое обмеление рек в летнее время. Почвенная эрозия и перенос взвешенных частиц в границах лесных водосборов выражены гораздо слабее.

Резкие изменения уровня воды в водоеме губительно сказываются на икре в период ее вызревания и способны уничтожить значительную часть личинок и мальков. По мнению ученых из института речного рыболовства Германии, внезапные изменения скорости течения или температуры воды вызывают у рыбы нервные потрясения, поэтому она может находиться в состоянии стресса.

Подводный охотник видит под водой не только погибшую или больную рыбу. Он замечает и необычный оттенок воды, чувствует неприятный запах, обнаруживает изменения в подводной растительности. Не надо быть особенно наблюдательным, чтобы не отметить, что в одной реке прозрачность воды с каждым годом становится все хуже и хуже (почти во всех реках центральных областей России!), а другая быстро зарастает подводной растительностью и заболачивается.

Первый признак скорой гибели реки, по нашим наблюдениям, — исчезновение малька и мелкой рыбешки. По всей видимости, они наиболее уязвимы. Крупная же рыба какоето время способна обитать в очень загрязненной воде. Так, например, в подмосковной реке Клязьме мясо подстреленных нами крупных щук и лещей иногда пахло бензином. Удовольствие от охоты в такой реке постепенно пропадало. А после того как двое наших товарищей получили настоящие пищевые отравления, отведав щучьей икры, мы совсем перестали охотиться в этой реке.

О всех случаях нарушения экологии в самих водоемах или вблизи них мы сообщаем в водоохранную организацию данного региона. Для Москвы и Московской области — это управление Мосводоканал. В других областях проще обратиться к местной администрации или к средствам массовой информации.

Замусоривают водоемы и случайные их посетители. Подводники по мере сил и возможностей очищают реки и озера. Многие клубы и секции подводных охотников регулярно занимаются очисткой малых рек, озер и прудов. Такая работа проводится в инициативном порядке, исключительно по велению души подводника.

Никто не задавался целью обобщить и проанализировать взаимодействие подводных охотников с ихтиологами, ботаниками, археологами и другими учеными, интересы которых так или иначе связаны с водной средой. Известный писатель и подводник Джеймс Олдридж писал: "Я не слишком строго сужу ихтиологов, говоря, что они сравнительно с подводными охотниками очень мало знают о подлинных привычках рыбы в ее естественной среде... Ихтиолог и подводный охотник могут работать вместе".

Действительно, богатейшие подводные наблюдения должным образом наукой не используются. Кроме того, при соответствующей научной направленности такие наблюдения могли бы быть более ценными. Это взаимные потери, ибо среди подводных охотников, к сожалению, еще мало таких, которые хорошо знают подводную флору и фауну.

Только археологи, у которых под водой работы не меньше, чем на суше, постоянно находятся в тесном контакте с подводниками. При этом, чтобы увеличить возможности подводного поиска, обычно используются акваланги. Но не всегда под водой можно использовать дыхательные аппараты. Например, при подъеме военного самолета, упавшего и затонувшего во время Великой Отечественной войны на озере Тальша в Карелии, все подводные работы велись с использованием простых дыхательных трубок на свободном нырянии. Акваланги применить не удалось, так как ил, поднимавшийся со дна таежного озера, забивая редукторы, выводил их из строя.


(с) Дом Рыбака - 2001