Легко ли стать подводным охотником?

Охотник начинает испытывать неприятные ощущения, погрузившись уже на 23метровую глубину: от растяжения барабанных перепонок в ушах появляется боль. Следует сделать глотательное движение, и внутреннее давление уравняется с наружным, боль пропадет. Погрузившись еще глубже и вновь почувствовав избыточное давление, необходимо вновь сделать глотательное движение. Если для выравнивания давления таким простым способом момент упущен, нужно использовать другой, более действенный прием: через специальные углубления в маске зажать пальцами нос и попытаться сильно через него выдохнуть, после чего в ушах должны раздаться характерные щелчки, свидетельствующие о том, что давление нормализовалось. Шлем гидрокостюма сухого типа не должен плотно прилегать к ушным раковинам и таким образом закупоривать их. Шерстяной шлем прекрасно устраняет эту опасность.

Если у охотника сильный насморк, ему следует отказаться от погружений, так как при этом никакими методами он не сможет выровнять давление в ушах. Разрыв барабанной перепонки, к сожалению, не такое уж редкое явление у подводников, хотя этого всегда можно избежать: надо лишь никогда не переступать через боль. Наиболее сильные болезненные ощущения в ушах возникают при погружении на первые 10 метров, ибо в этом случае давление возрастает на 100% — от 1 до 2 атм. Для выравнивания давления в барабанной полости требуется вдвое увеличить количество воздуха, содержащегося в полости среднего уха. При дальнейшем погружении относительный перепад давления будет соответственно уменьшаться.

Кроме дополнительного давления, сильное воздействие на организм человека, погрузившегося в реку или другой водоем на сколько-нибудь продолжительное время, оказывает переохлаждение. Установлено, что поверхностный слой воды толщиной в сантиметр поглощает до 94% солнечного тепла. Более нижние слои нагреваются за счет конвекции. Поэтому при погружении на глубину подводники испытывают на себе резкое понижение температуры воды.

В силу большей плотности воды по сравнению с воздухом, охлаждение в ней и по интенсивности, и по характеру функциональных изменений в организме человека значительно отличается от охлаждения в воздухе. На воздухе при понижении его температуры до 4 "С человек может без опасности для здоровья находиться до 6 часов, при этом температура тела у него даже не падает. В воде с такой же температурой человек погибает от переохлаждения уже спустя час— полтора. Большие физические нагрузки этот срок продлевают, но выделение тепла нашим организмом весьма ограничено и составляет в сутки примерно 2000 килокалорий.

При охлаждении организма в воде нарушается нормальное восприятие сигналов, идущих от чувствительных к теплу нервных окончаний в центральную нервную систему. Вследствие этого температура глубоких слоев тела постепенно понижается и достигает ненормально низкой величины прежде, чем появляется ощущение холода или усиливается выделение тепла. Особенно быстро развиваются психические расстройства, когда интенсивно охлаждается голова (затылочная область). При этом еще до наступления общего переохлаждения может начаться рвота, головокружение и потеря ориентирования. "Холод страшнее акулы", — считает известный австрийский подводный фотограф Ганс Хасс.

Под действием холода и давления при погружениях под воду притупляется болевая чувствительность. Это приводит к тому, что небольшие ранения под водой остаются незамеченными и обнаруживаются только после выхода на сушу, когда восстанавливается нормальная чувствительность. Наверняка, не только подводники, но и многие из вас, просто отдыхавшие на реке или на море, имели возможность убедиться в этом на собственном опыте.

Подводный охотник, входящий в водоем без акваланга, вынужден при нырянии задерживать дыхание. При этом производится большая физическая работа: напряжение кислорода в крови быстро падает, напряжение углекислого газа быстро растет. Охлаждающее действие воды еще больше усиливает интенсивность потребления кислорода, и в организме быстро развивается кислородная недостаточность. Таким образом, возможности ныряльщика зависят прежде всего от того, как долго он способен задерживать под водой дыхание без возникновения кислородного голодания головного мозга. Длительность пребывания человека под водой зависит от максимальной емкости его легких, величины физической нагрузки и влияния внешней среды или, обобщенно, — от скорости изменения содержания в альвеолярном воздухе кислорода и углекислого газа. Эта скорость обусловлена тренированностью организма на выносливость, то есть его способностью экономно расходовать запасы кислорода.

Продолжительность пребывания подводных охотников под водой обычно колеблется от 20—30 секунд до 1—2 минут. Это при повседневной охоте у "среднего" охотника. Тренированные мастера-подводники способны находиться под водой 3 минуты и даже более.

Прежде чем нырнуть, подводник делает гипервентиляцию, которая заключается в нескольких глубоких вдохах и выдохах. Это необходимо для накопления кислорода в организме и удаления из него как можно большего количества углекислого газа. Но длительная усиленная вентиляция легких не только не нужна, а может быть и опасна. Даже тренированные подводники после 2—3 минут глубоких вдохов и выдохов начинают чувствовать головокружение, а энергичная гипервентиляция в течение 15—20 минут приводит к судорогам и потере сознания. Время безвредной гипервентиляции зависит от общего состояния охотника: чем больше он устал, тем быстрее наступает головокружение.

На возможность занятий подводной охотой в значительной мере влияют прозрачность воды водоемов, особенности распространения света в воде и визуальные искажения.

Прозрачность воды зависит от количества находящихся в ней взвешенных частиц. Они могут быть как живыми (мелкие плавающие растения и животные), так и неживыми. Зимой прозрачность воды наибольшая, так как многие мелкие организмы отмирают. В принципе, подводная охота возможна и при очень плохой видимости — полметра-метр. При этом не всякую рыбу удастся подстрелить, эффективность охоты может сильно снизиться, а трудности, напротив, намного возрастут: незамеченная вовремя рыба будет срываться перед самым вашим носом, кроме того, изматывает постоянное напряжение, ибо того и гляди угодишь лбом в какое-нибудь бревно или влетишь в старую сеть...

На видимость под водой влияет не только ее прозрачность, но и освещенность. Потери на поглощение и рассеивание света на метр пути в воде равнозначны потерям на один километр пути в воздухе. На 10-метровой глубине освещенность в четыре раза меньше, чем на поверхности, а на глубине 20 метров она уменьшается уже в восемь раз.

Определенную трудность для подводного охотника, к которой, впрочем, не сложно привыкнуть, представляет искажение всего, что он видит под водой: несколько ближе и намного крупнее, чем есть на самом деле. Подстреленный лещ уже в руках неожиданно становится тощим подлещиком, а щука — щуренком. Бутылка из-под шампанского на дне водоема видится пловцу через маску размером с огнетушитель, не меньше.

Многие знают, что поверхность воды преломляет свет, и человек с берега видит предметы под водой не совсем там, где они в действительности находятся. Но мало кому известно, что под водой происходит нечто подобное, только в меньшей степени. И пусть подводный охотник не удивляется, если его стрельба окажется неточной в тех случаях, когда он находится по отношению к цели на другой глубине и в стороне от нее.

Спортсмен во время подводной охоты испытывает большие физические нагрузки, которые определяются суммой трех факторов: работой мышц, кислородной недостаточностью и усиленной теплоотдачей организма. Поэтому необходимо помнить, что резкие большие перегрузки легко могут переносить только хорошо тренированные люди. У недостаточно подготовленных или имеющих хронические заболевания сердца, сосудов, легких такие перегрузки могут вызвать перенапряжение с печальными последствиями.

Подводный спорт укрепляет нервную систему, способствует активному функционированию систем кровообращения и дыхания. При плавании и нырянии с ластами в физическую деятельность включаются новые группы мышц, которые в обычных наземных условиях мы тренируем мало.

Подводному охотнику важно не только следить за собственным здоровьем и постоянно поддерживать спортивную форму, но и совершенно необходимо отказаться от алкоголя и курения.

Алкогольное опьянение опасно не только тем, что пьяный человек способен на безрассудные поступки, которые сами по себе могут привести к несчастью, но и тем, что охотник под воздействием алкоголя не сможет правильно оценивать собственное состояние и складывающуюся ситуацию под водой. Эта ошибка в оценках сохраняется даже на следующий день после употребления алкоголя.

Курение также пагубно отражается на состоянии здоровья. Никотин вызывает стойкое сужение просветов сосудов, ненормальное функционирование системы пищеварения, угнетает деятельность центральной нервной системы. К тому же большинство курящих страдают хроническим бронхитом и часто кашляют. Приступ кашля под водой может привести к непроизвольному выбрасыванию загубника или даже к спазму голосовой щели.

Таким образом, в силу специфики этого вида спорта, употребление спиртного и курение несовместимы с занятием подводной охотой в значительно большей степени, чем с охотой на зверя или рыбалкой.

И последний маленький, но не маловажный штрих. Если спросить, что нужно для того, чтобы в ряды подводных охотников (в равной мере, обычных охотников, рыболовов и т. д.) влился еще один представитель этого вольного племени, то обычный ответ был бы такой: любовь к природе, чуточку авантюрный характер, возможность приобретения необходимого снаряжения и, конечно, наличие объектов охоты. Все верно. Но есть еще одно условие — хорошие отношения в семье.

Огромное количество потенциальных членов охотничье-рыболовных обществ так ими и не стали как раз потому, что не встречали по этому вопросу взаимопонимания со стороны супруга. Большое число "охотников" и "рыболовов" состоит в обществах, но лишь номинально, вовсе не участвуя в охотах и рыбалках. Почему это происходит? Чаще всего именно по причине отсутствия взаимопонимания в семье.

Есть хобби, которые требуют постоянных занятий. Например, если подводный охотник не будет регулярно ездить на охоту, то снаряжение, от которого в этом спорте очень многое зависит, непременно будет его подводить. Гидрокостюм подпрел от продолжительного лежания и начал пропускать воду, маска почему-то не прилипает к лицу, ружье после двух выстрелов, в самый ответственный момент, заклинило и т. д. Какая уж тут охота — сплошная нервотрепка. Удильщику проще: закинул удочку, пусть не с тем крючком, леской и насадкой. Ну не клюнет, только и всего. Однако при эпизодических, очень редких охотах и рыбалках пропадают присущие им острота, азарт и наслаждение. И это закономерно. Кроме того, когда подводники ездят на природу регулярно, то есть возможность обсудить сотни больших и малых специфических проблем. И впечатлениями, и вспыхнувшими чувствами можно поделиться с понимающим тебя человеком. Поэтому общение между людьми "одержимыми" этим видом спорта само по себе — огромное удовольствие. Нередко мы со всем снаряжением едем на заведомо пустую (в смысле добычи) охоту с одной целью: посидеть с друзьями на берегу реки у костра и поговорить о любимом деле.

Подводный охотник, получивший от общения с природой и хорошими друзьями огромный заряд положительных эмоций, возвращается домой веселый и добрый. Он всему рад, легче переносит сам и помогает перенести неожиданные невзгоды всем, кто рядом. Находясь на свежем воздухе и занимаясь спортом, он поправляет собственное здоровье, а за счет хорошего настроения увеличивает свою сопротивляемость возможным болезням на будущее.

Учитывая мой 35-летний стаж подводной охоты, ко мне часто обращаются с вопросом: "Хочу стать подводным охотником. Подскажите, что для этого нужно?" И прежде чем обсуждать проблемы снаряжения, говорить о рыбе и водоемах, я спрашиваю: "А как к этому отнесутся дома?" Ибо хорошо знаю, что настоящим, а значит, счастливым охотником можно стать только тогда, когда у вас разумная и любящая жена, а вы сами — умный и любящий муж и отец.
Так легко ли стать подводным охотником? Джеймс Олдридж, завершая свою книгу "Подводная охота", агитирует всех вступать в ряды охотников и утверждает, что это совсем не сложно и доступно любому желающему. За прошедшие 35 лет (с момента написания книги) подводниками всего мира накоплен большой опыт, и теперь нельзя согласиться со столь однозначным выводом пионера подводной охоты. Но даже если и не легко стать подводным охотником, разве это остановит истинных энтузиастов, истинных любителей природы, острых ощущений и всего неведомого?!

Спортивная медицина считает, что ни один вид спорта не оказывает такого разностороннего и благоприятного влияния на организм, как плавание. Плиний-старший писал:

"Римляне в течение шести веков не знали врачей и лечились от всех болезней простой водой". В Древнем Риме, чтобы охарактеризовать невежественного человека, говорили: "Он не умеет ни плавать, ни читать".


(с) Дом Рыбака - 2001