Экзотическое развлечение для миллионов |
Историческим центром возникновения и развития подводной охоты как вида спорта являются европейские государства Средиземноморья. В большинстве стран, признанных лидеров подводной охоты, она культивируется только в прозрачных водах морей и океанов. Когда наши спортсмены пытались объяснить чемпиону мира 1987 года итальянцу Ренцо Мазари, что в нашей стране подводники больше охотятся на реках и озерах, чем в морях, он никак не мог в это поверить. Ему не было понятно, как можно охотиться на сильном течении, при видимости всего один метр, да еще среди подводных бревен, в завалах и густой траве. В реках Западной Европы к тому времени, когда оформился этот вид спорта, охота уже была невозможна по экологическим соображениям. Сейчас положение улучшается, но едва ли западноевропейская подводная охота когда-нибудь войдет в собственные реки.
В отличие от индустриальной Европы, многие области и республики бывшего Советского Союза, особенно в Сибири и на Севере, в этом плане еще очень перспективны. Обширные территории с десятками тысяч рек и озер, на которых еще не успела пагубно отразиться хозяйственная деятельность человека, можно широко использовать для отдыха, для таких развлечений, как рыболовство, охота на зверя и птицу, подводная охота, фотоохота и подводное фотографирование. Не использовать эти возможности и не развивать туристический бизнес с соответствующим набором рыболовного и охотничьего сервиса, дающий при минимальном ущербе природе максимальные прибыли, было бы непростительной ошибкой.
Именно таким коммерческим подходом в основном характеризуется отношение к подводной охоте за рубежом сегодня.
В международных соревнованиях участвует довольно ограниченный круг лиц. Это, как правило, богатые люди, профессионалы. Такие спортсмены прибывают на соревнования с целой свитой обслуживающего персонала: шофером, поваром, техником, тренером и т. д.
Кроме различного уровня чемпионатов и первенств, за рубежом проводится большое количество коммерческих состязаний. К участию в таких соревнованиях допускаются все желающие — от новичков до чемпионов. Спонсоры этих спортивных шоу рекламируют проводимые мероприятия, назначают дорогие призы для победителей и готовят памятные подарки для участников, привлекают много зрителей и создают им все условия для приятного времяпрепровождения. Безусловно, не забывают и о собственной выгоде.
Обычно перед международными соревнованиями представители фирм-производителей спортивных товаров устраивают выставки-продажи собственной продукции. Здесь предлагаются гидрокостюмы разных фасонов, ружья, грузовые пояса, подводные фонари, ножи, фотоаппараты, ласты и многое другое. Понравившееся снаряжение можно купить на месте или оформить договор на поставку в свою страну. Представители небольших фирм могут принять заказ на изготовление индивидуального гидрокостюма нужной толщины, желаемого фасона и даже цвета. При этом для его изготовления они тут же снимут с вас 23 мерки. Вот такой сервис!
Сильно развита за рубежом сеть спортивных клубов, которые содержатся на средства крупных фирм или частных лиц. Такие клубы объединяют самый многочисленный отряд подводных охотников.
И все-таки за рубежом подводная охота ассоциируется, в первую очередь, не со спортом, как баскетбол или теннис, а с индустрией туризма и развлечений. Всякий владелец отеля, расположенного на берегу теплого моря или океана, непременно предложит своим гостям увлекательные подводные прогулки. Для этого у него есть штатные инструкторы-подводники, современное подводное снаряжение, ружья и фотоаппараты. Экзотика, острые ощущения и необыкновенная красота подводного мира при соответствующей рекламе даже на самых избалованных сервисом и увеселениями людей действуют неотразимо. Но не только шикарные пятизвездочные отели обещают своим гостям подобные незабываемые впечатления.
На островах Полинезии, Микронезии, Меланезии широко распространен частный туристический сервис, использующий богатый экзотической фауной и флорой океан и ориентированный на одну отдыхающую семью. Обычно такие услуги исходят от живущей на берегу океана семьи, которая предоставляет домик или всего одну комнату своим посетителям, катер и рыболовные снасти или несколько комплектов подводного снаряжения. Хозяйка готовит еду и убирает комнаты, хозяин следит за состоянием снаряжения и выполняет роль подводного гида и инструктора. Информация о подобном частном сервисе имеется во всех туристических службах и печатается в специальных журналах и газетах по подводной охоте. Красочные, привлекательные газеты и журналы, популяризирующие катера, подводный и парусный спорт, с различной периодичностью издаются очень многими странами и рассылаются по всему миру. Наиболее известные "Apnea" и "Oceans" (Франция), "Skin diver" (США), "Yasayn denis" (Турция), "Yelken Diinyase" (Турция), "Посейдон" (Болгария), "Noticias de mar" (Португалия) и др.
В нашей стране многие годы выходил ежемесячный научно-популярный сборник "Спортсмен-подводник", в котором публиковались материалы о подводной охоте. Не станем вдаваться в анализ качества, подбора и оформления этих материалов, но тираж 50 тысяч экземпляров для страны с населением более 200 миллионов жителей, безусловно, был недостаточен. Новые издательские и торговые отношения даже этот тираж привели к нулю, и к концу 1992 года журнал прекратил свое существование, не "дотянув" до юбилейного сотого выпуска всего двух номеров.
В 1990 году всесоюзный журнал "Рыболов" по настоятельным просьбам подводников открыл на своих страницах рубрику "Подводная охота". Однако очень скоро более чем миллионный тираж снизился почти в десять раз и сегодня найти этот популярнейший журнал в киосках и книжных магазинах практически невозможно.
Таким образом, той популяризации, которую заслуживает этот удивительный
вид спорта, в России пока нет. Хочется надеяться, что приватизация издательского
дела и должное претворение в жизнь Закона о печати изменят положение к
лучшему, и тысячи подводных охотников будут иметь свой печатный орган,
а многие десятки тысяч читателей, пусть только в воображении, регулярно
погружаться в сказочный подводный мир.
(с) Дом Рыбака - 2001