|
Обычная равнинная река имеет омуты, плесы и затоны, где течение приостанавливается, протоки и перекаты, где скорость течения увеличивается. От этого главного фактора зависит многое: какого вида встретится подводная растительность, много ее или мало, каких видов водится рыба и какие места обитания она предпочитает. В постоянной и неожиданной смене подводного ландшафта, в большом разнообразии подводного мира заключается для многих особая прелесть речной охоты.
В море - плывущий охотник чаще всего может видеть лишь постепенно понижающееся песчаное дно или небольшие камни, поросшие бурыми короткими водорослями, вроде цистозиры. Подводные валуны и скалы с гротами встречаются реже, но они тоже довольно однообразны.
Речная и озерная флора значительно богаче. Определенная закономерность наблюдается в произрастании высших водных растений в озерах и реках.
Одни обычно встречаются около самого берега, где большая часть стеблей находится над поверхностью воды, а корни и нижняя часть стебля - под водой. Это жесткая водная растительность: тростник, рогоз, камыш, хвощ, осока, частуха, стрелолист, ежеголовник, череда и др. Если в водоеме жесткая растительность слабо развита, то она может рассматриваться как полезная, так как на ее стеблях обитают организмы, которыми питается рыба. Однако при сильном развитии жесткая растительность вредна для рыбных водоемов, так как истощает запасы питательных веществ в воде, снижая интенсивность развития полезных водорослей. Кроме того, она затеняет водную поверхность и задерживает перемещение водных масс, в результате чего в придонных слоях температура воды всегда ниже, что также отрицательно сказывается на развитии кормовых организмов для рыбы. К тому же массовое развитие жесткой растительности ускоряет заболачивание водоема.
Несколько глубже располагаются растения, корни и стебли которых находятся ниже уровня воды, а листья и цветы плавают на ее поверхности. К таким относятся белая кувшинка, кубышка, водяная гречиха, ряска и др. Еще глубже располагаются растения, полностью погруженные в воду, и только цветы у некоторых из них на время цветения поднимаются из воды. Такими растениями являются роголистник, элодея канадская, рдесты. Их зачастую относят к мягкой водной растительности, весьма полезной для рыб, так как некоторые из них могут ею питаться. На стеблях и листьях этих растений, а также между стеблями скапливаются в значительных количествах организмы, пригодные для питания рыб. Однако при чрезмерном развитии мягкой растительности, например, ряски, иногда накрывающей значительные пространства озер, затрудняется прогревание толщи воды, подавляется развитие кормовых для рыбы организмов. С другой стороны, под ряской, которая накапливается толстым слоем выше речных завалов, держатся днем щуки, судаки, стаи язей.
Даже после самой удачной охоты в море более трех, максимум четырех видов рыбы на кукане у меня никогда не было. А в хорошей реке добыть за один заплыв 6—7 видов рыб не такая уж редкость. В море, ныряя и охотясь над песком, знаешь, что добычей может стать только камбала; подплывая к камням, уже ищешь темного горбыля или скорпену. На кефаль, луфаря или пеламиду метод поиска вовсе неприменим.
Совсем другая охота в реке. Здесь она, в первую очередь, подразумевает активный поиск добычи. Забираясь в густую подводную траву, охотник может встретить сома, щуку, судака, окуня, леща, язя, голавля, сазана, карася, линя, толстолобика, налима, плотву, угря, то есть практически любую пресноводную рыбу, за исключением жереха и вырезуба. Та же картина в густом переплетении веток и в подводных кустах. Это наиболее вероятные места встречи с речной и озерной рыбой днем. Так как обнаружить рыбу здесь очень трудно, приходится постоянно нырять и залезать в настоящие подводные дебри. Рыбу при этом можно увидеть в пяти сантиметрах от собственного носа. Поэтому речная модификация ружья — самая короткая, и держать ружье надо так, чтобы наконечник лишь немного выступал вперед за голову охотника. Тогда с трудом, но все же можно и в самой густой траве развернуть ружье и направить его на объект стрельбы.
Неизвестно чем объяснить, но в реке рыба стоит всегда на ровном дне. Это может быть посередине реки на большой глубине и у берега на мели, но если уклон дна градусов 30 и более - рыбу искать бесполезно. Даже вездесущая щука избегает таких мест.
Так как видимость в густой траве сильно ограничена, а рыба не пуглива и стоит "крепко", приходится проверять (мы это называем "прочесывать") все травяные заросли. Делается это следующим образом.
Самый распространенный метод охоты в равнинной реке предполагает движение охотника против течения. Вот вы подплываете к таким подводным зарослям. Вначале просматриваете всю нижнюю кромку травы, подныривая к ней со стороны чистого дна и заглядывая, но не заплывая в траву. Потом, продвинувшись вперед на метрполтора, опять же, начиная с любого края, ныряете, засовываете голову в траву, затем у дна принимаете более или менее горизонтальное положение, чтобы можно было осмотреть участок впереди себя и по бокам. Первое, куда вы должны посмотреть, опускаясь в траву, это прямо под себя, так как отсюда рыба сойдет в первую очередь. Следующий взгляд - чуть ниже по течению, чтобы ненароком не лечь прямо на стоящую под вами рыбу. А уж потом вперед и по сторонам. Нет ничего — всплывайте. Не пытайтесь пролезть через густые заросли, только шуму наделаете. Проверив таким образом небольшой участок, сдвигайтесь в сторону приблизительно на полтора метра (в зависимости от плотности растущей в данном месте травы) и ныряйте вновь. Потом опять в сторону и опять нырок. Так до конца травы или до берега реки. Снова продвигайтесь вперед и идите нырками в обратную сторону.
Такой метод поиска мы называем "квадратно-гнездовым" и считаем его наиболее эффективным в густых зарослях подводной травы. Если рыба обнаружена, но подстрелить ее не удалось, не стремитесь ее догнать и не изменяйте метод охоты. Рыба чаще уходит вверх по течению, и вы все равно ее настигнете, но чуть позже. Зато не пропустите другую, стоящую в двух метрах слева или справа.
Обычно охотник в реке движется против течения. При этом его скорость относительно дна небольшая, он успевает осмотреть все интересующие его места под водой, легко подныривает под наклоненные в его сторону растения и, используя течение, "задним ходом" выходит из сплетения веток. Но самое главное то, что ил, который он поднимает со дна или сбивает телом с растений, течение уносит назад, не накрывая мутной завесой место охоты.
Есть способ охоты и вниз по течению, так называемый "сплав". Пользуясь им, можно добыть те виды рыб, которые обычно находятся в движении в толще воды. Это жерех, стайные лещи и язи. Стрелять приходится быстро, навскидку, учитывая движение не только рыбы, но и собственное. Велика вероятность на сплаве добыть крупную щуку, если подводная растительность не слишком густая, с прогалинами. Щука стоит у дна или в полводы, обычно сразу за зарослями. Заметить ее нетрудно, если концентрировать внимание именно на таких местах. Ружье должно быть направлено в данном случае не туда, куда смотришь, а вниз, то есть почти под себя. При этом за ту долю секунды, пока сигнал об увиденной добыче пройдет цепочку "глаз—мозгрука", течение пронесет охотника именно это расстояние, и ружье окажется направленным на рыбу.
Есть маленькая хитрость. Если при охоте против течения трезубец развернут вертикально, дабы меньше цеплялся за стебли травы, то при сплаве его следует установить горизонтально. Это увеличивает вероятность попадания в рыбу. На мелком месте можно сплавляться прямо по поверхности. На глубокой протоке лучше сплавляться нырками, двигаясь у самой травы или в двух метрах от голого дна. Если сквозь траву сверху рыба не видна, то в заросли этой травы приходится опускать голову и наконечник ружья. Течение реки, чем ближе ко дну, тем слабее, и скорость перемещения охотника будет меньше.
Метод охоты сплавом может быть очень результативным. Вот тому наглядное подтверждение.
... В тот раз на реке Утра я внимательно просмотрел участок травы пятиметровой ширины, продвигаясь против течения вдоль правого берега. Потратил на это целый час и взял одного язя. Возвращался над этой же травой, но уже вниз по течению. Сплав занял не более десяти минут, но за это время я добыл двух щук по три килограмма, и еще одна большая щука вовремя улизнула изпод выстрела. Вывод однозначен: эти щуки, безусловно, находились в траве, когда я сквозь нее продирался снизу вверх по реке, но ушли с моего пути незамеченными, никак себя не проявив.
Таким образом, даже охотник с большим стажем значительную часть рыбы при движении вверх по реке через траву или среди веток распугивает. А сплавляясь вниз по реке, он практически не работает ластами, не выдирает траву и не ломает маленькие веточки, но, главное, он не перемещается в толще воды, а движется вместе с нею, и рыба своим самым чувствительным органом - средней боковой линией - его не чувствует.
Успешность охоты в реке - дело непредсказуемое. Например, весной, изза попадания в реку вместе со снегом удобрений с полей рыба может в нее не войти, а летом в результате сброса отходов какогонибудь комбината, наоборот, уйти из реки. Это предвидеть невозможно, тем более, что путь рыбе может быть прегражден намного ниже, в других реках. Бывает, к счастью, и наоборот. Скажем, три года назад охота в какойто реке была плохая, два года назад - еще хуже, год назад и вовсе на ней крест поставили. И вдруг в этом сезоне охота так же богата, как и десять лет назад! Мы такие явления объясняем экологической трагедией на соседней реке, откуда и "сбежала" вся рыба. Поэтому обедневшие либо отравленные, но с прозрачной водой водоемы надо время от времени проверять.