Морская охота |
Известно мнение о подводной охоте как о сугубо морском занятии. Поэтому абсолютное большинство подводников начинали заниматься этим видом спорта на море. Особенно это верно по отношению к охотникам, которых сегодня мы называем опытными и старейшими. С появлением гидрокостюмов началось освоение водоемов с прохладной и холодной водой. Если иметь в виду только южные моря, то можно было бы теплую воду назвать одной из отличительных особенностей подводной охоты в море. Сегодня, когда освоены все наши моря, даже дальневосточные и заполярные, а на обедневшем Черном море добыть рыбу иной раз удается лишь с двадцатиметровой глубины (где вода значительно холоднее), фактор теплой воды перестал быть определяющим.
На первый план выступают такие особенности, как высокая прозрачность и большие пространства открытой воды с ограниченными укрытиями для оседлой рыбы. Именно это, а также наличие в морях различных мигрирующих и пелагических видов рыб заставило охотников применять метод залежки. Этот метод охоты на море можно считать основным.
Может показаться, что так охотиться совсем несложно: ложись на дно, жди, когда на тебя выйдет рыба, а выйдет — стреляй. Увы, не все так просто. Сначала охотник должен изучить пути и направления движения рыбы в данной акватории. Если есть выступающий в море мыс, то наверняка рыба будет его огибать в непосредственной близости. Это хорошее место для залежки. Если подводная гряда уходит в море, то следует искать в ней проходы и караулить рыбу в этих местах. Информацию о рыбьих тропах можно считать достоверной лишь до момента, пока рыбы вас не заметили, так как потом путь испуганного косяка или отдельной рыбины носит случайный характер.
Ложиться на дне следует за какое-нибудь укрытие, лицом либо к тому месту, откуда ждете появление рыбы, либо так, чтобы стрелять ее, уже проходящую и подставившую бок. Малейшее движение ластами, рукой или ружьем рыба чаще всего замечает, и стая, не подойдя на выстрел, может отвернуть и обогнуть неосторожного охотника или вовсе умчаться. Есть охотники, которые утверждают, что кефаль и пеламида замечают резкое движение глаз под маской.
Чем продолжительней залежка, тем вероятнее удача. Тренированные спортсмены на глубине 10 метров лежат по 2—3 минуты. Добывают таким методом разных рыб, но в первую очередь все виды кефали, луфаря, жереха, кутума.
В море, где слабо развита подводная растительность, способная стать убежищем, у рыбы всего два укрытия: камни и песок. Под камнями и в расщелинах между ними прячутся горбыли, зубарики, скорпены, "щелевой" кутум, берш. В песок, если не считать скатов, зарываются камбалы и угри. Для охоты в камнях удобнее короткое ружье. С ним легче управляться при поиске рыбы и легче потом извлекать из каменных проходов и щелей короткую стрелу с бьющейся на ней рыбиной. Так как стреляют обычно с близкого расстояния, а сразу за целью непременно камень, то ружье не должно быть с очень мощным боем.
Оригинальные методы охоты придумали охотники в окрестностях Феодосии на Черном море. Здесь вдоль берега со стороны Азова мигрирует кефаль. То, что эта рыба начинает мигрировать поздней осенью, когда вода уже холодная, и при этом движется в одном направлении небольшими стаями, определило стиль охоты, который можно было бы назвать коллективно-последовательным. Несколько охотников располагаются на берегу на расстоянии 50— 80 метров друг от друга. Лишь один, назовем его первым, находится в воде. Когда появляется очередная стая кефали, он делает выстрел и дает отмашку остальным охотникам, которые по этой команде прыгают в воду и стараются не упустить свой шанс. Стая прошла, и снова все, кроме первого, выходят из холодной воды.
В такой охоте мне доводилось участвовать в Феодосийском заливе прямо на территории Золотого пляжа.
Несколько западнее Феодосии в районе города Орджоникидзе, где крымский берег изрезан каменистыми небольшими бухточками, местные охотники успешно применяют метод "волчьей стаи". Несколько человек, хорошо знающих подводный ландшафт, соответствующим образом расположившись в воде, умудряются загнать стаю кефали в маленькую бухточку, где каждому охотнику удается сделать по прицельному выстрелу. Разумные дельфины часто используют подобную тактику.
Осенью, когда вода в море остывает, к берегу подходит камбала. Но в сухом костюме нырять на большие глубины (на мелководье камбала обычно не выходит) трудно, и поэтому охотники берут в руки вместо ружей длинные, до пяти метров, шесты, собранные из дюралевых трубок. На конце шеста — трезубец. Подводнику не надо нырять на десять метров, он ныряет на пять и накалывает беспечную камбалу. И сам метод охоты, и применяемое оружие не противоречат существующим правилам, но и настоящей охотой это не назовешь.
В море из-за большой прозрачности воды и большой открытой акватории можно, в отличие от охоты в реке, охотиться со страховкой. Страховать товарища можно, плавая в воде в пределах видимости или используя плавсредство.
... Случилось это на одном из чемпионатов РСФСР, проводившемся на Черном море под Новороссийском. На двенадцатиметровой глубине Юрий делал залежку в надежде на выход кефали. Но рыба не появилась, и он начал уже всплывать, когда на пределе видимости заметил медленно двигающуюся к нему небольшую стаю. Продвинувшись вперед и прижимаясь к самому дну, обогнул камень и снова замер. Удачный выстрел, Юрий ринулся вперед, схватил бьющуюся на стреле рыбу и пошел, наконец, наверх. Однако случилось непредвиденное: страховочный леер, один конец которого был прикреплен к поясу спортсмена, а другой — к пенопластовому поплавку, попал под камень и теперь, по мере всплытия, протаскивался, как протягивается нитка с узелком на конце через ушко иголки. Юрию оставался метр до поверхности, когда поплавок на конце капронового фала заклинило под камнем. Опытный охотник бросил ружье и стрелу с добычей, сбросил грузовой пояс, но беда одна не приходит: пояс зацепился за ласты.
Из лодки Александр увидел лишь две руки, вскинувшиеся над поверхностью воды... Но все мгновенно понял. Его действия как страхующего были быстрыми и верными. Остается добавить, что это были чемпион Московской области, победитель зональных соревнований и призер чемпионата страны Юрий Бойцов и его брат Александр.
Практически все наши моря находятся в пограничной зоне, и это накладывает
отпечаток на свободу занятий подводной охотой. В те годы, когда о подводном
спорте мало кто слышал, у стражей государственной границы гидрокостюмы
и снаряжение подводников непременно вызывали подозрения. В нынешние времена,
собираясь заниматься подводной охотой в таком районе (это может быть не
только море, но и озеро, и река), лучше сразу заявить о своих намерениях,
получить, если требуется, соответствующее разрешение от представителя командования
пограничной зоны.
(с) Дом Рыбака - 2001