Морская рыба


     Некоторые виды пресноводных рыб сумели приспособиться к жизни в умеренно соленых водах. Например, в Каспии акклиматизировались берши (род судаков), сазаны, жерехи и кутумы. Вблизи мест впадения рек в соленые водоемы, встречаются лещи, щуки, окуни, тарань и др. В заливах Балтийского моря обитают практически все те же рыбы, что и во впадающих в них реках.
     И все же основное население таких морей, как Черное, Белое, Баренцево и морей Дальнего Востока — истинно морское. У подавляющего большинства подводных охотников наиболее популярны среди морских трофеев: кефаль, горбыль, луфарь, камбала, зубарь, пеламида.
     
     Кефаль
     Эта рыба является основным объектом подводной охоты в наших южных морях — Черном и Каспийском. О кефали достаточно много написано, и повадки ее сегодня известны любому подводнику. И все-таки несколько слов о самых общих и характерных особенностях ее поведения.
     В послесловии, написанном Джеймсом Олдриджем к русскому переводу его книги "Подводная охота для неопытных англичан", читаем: "В самом деле, я обнаружил, что рыба Черного моря, в частности кефаль, не искушена в житейских делах и не обращает никакого внимания на человека под водой, не опасается его, не считает его своим врагом".
     Так было в пятидесятые годы, а ныне кефаль очень пуглива и осторожна. Вследствие этого охота на нее в одиночку возможна только методом залежки. Оказавшаяся на стреле кефаль ведет себя очень буйно, а попадание ей в живот, кроме сожаления о бесполезно загубленной рыбине, ничего охотнику не дает. Поэтому после выстрела все стремятся побыстрее схватить ее руками. В пылу одной такой схватки, мне показалось, что кефаль уколола меня в правую ладонь своими шипами, расположенными в спинном плавнике. В училищной санчасти (я в то время учился в Высшем Военно-Морском училище) в маленькой ранке на ладони ничего не обнаружили. И только через две недели, когда я находился уже на морской практике, почувствовал в ладони резкую боль. С корабельным доктором, под местным наркозом, мы нашли и извлекли из руки обломок шипа длиной в полтора сантиметра. Теперь шрам на тыльной стороне ладони напоминает об охоте тридцатилетней давности и об осторожности в обращении с любой, даже с такой безобидной рыбой, как кефаль.
     Стрелять эту быструю рыбу лучше трезубцем с тремя зацепами: и попасть легче, и удержать больше шансов. Но у трезубца значительно большее, чем у однозуба, лобовое сопротивление, и на большой дистанции стрельбы, а чаще всего так при охоте на кефаль и бывает, резко снижается убойная сила оружия. Из двух зол, всякий подводник, сообразуясь с конкретной обстановкой, выбирает свой вариант. Обычный выбор — в пользу трезубца.
     Выплывая из-за скалы, можно увидеть кефаль, опустившую голову в траву и что-то там отдирающую. Таким образом она кормится. В этом случае есть два варианта действий: либо попытаться быстро приблизиться и успеть выстрелить, пока рыба не вышла из травы, либо, наоборот, сдать назад, спрятаться и замереть. Кефаль оторвется от еды, осмотрится и снова окунется в траву. Вот тут-то и надо быстро идти на сближение и прицельно стрелять. Хуже, если кормится не одна, а сразу несколько рыбин, ибо трудно уловить момент, когда они все одновременно увлечены едой. Одна такая картина поразила своей красотой и необычными ассоциациями.
     ...За долгие столетия в больших каменных подводных плитах, вода, перекатывая маленькие камешки, образовала круглые углубления вроде лунок. В них задерживается и скапливается планктон. И вот, представьте себе, как десяток крупных лобанов (вид кефали) одновременно всунули в такую лунку головы. Серебристые тела и огромные хвосты торчат в разные стороны — словно букет живых цветов колышется и переливается на солнце в естественной природной вазе. Удивительно красиво!
     В тридцатые годы, усилиями человека, кефаль попала из Черного моря в Каспийское и хорошо там прижилась. К сожалению, новые условия обитания не лучшим образом повлияли на ее вкусовые качества. Кроме того, среди конкурентов у каспийской кефали были осетр, залом (каспийская селедка), усач, жерех, кутум, обладающие куда более высокими гастрономическими показателями. Поэтому пришлую рыбу местное население не жаловало и до недавних пор считало сорной.
     В последнее время это мнение изменилось, но не из-за того, что кефаль стала столь же вкусной, что и черноморская рыба, а в связи с быстрым исчезновением ее каспийских конкурентов.
     
     Горбыль
     На соревнованиях по подводной охоте, которые проходят в Черном море, обычно, именно горбыли приносят подводным мастерам максимальное количество очков, а иногда и победу. Так, в состязаниях на кубок страны в 1989 году под Новороссийском первый день не принес успеха никому из участников: рыбы не было. На второй день мастер спорта Владимир Дажаев сделал правильный вывод и ушел на предельные глубины. На глубине 24 метра, благодаря своему мастерству, он сумел добыть горбылей, а вместе с ними и победу.
     Темный горбыль — типичный представитель оседлых рыб. Дом свой он устраивает в камнях и расщелинах. Обычно в таком доме поселяется семья горбылей, состоящая из рыб разных возрастов. Такая разнокалиберная компания родственников зависает в воде вблизи своего жилья и представляет на фоне окружающего скального пейзажа в прозрачной, насыщенной солнцем воде, очень красивое зрелище. Горбыли не слишком пугливы и человека, находящегося высоко над ними на поверхности, не боятся. А от нырнувшего к ним подводника уходят без суеты и с достоинством. Только что их было много и вот уже нет ни одного: все попрятались под камни. Охотник, не сумевший взять горбыля на первой стадии, то есть на открытой воде, теперь вынужден обследовать все щели под камнями и попробовать извлечь рыбу уже из ее дома.
     Мы подметили, что рано утром, на восходе солнца вся рыба ведет себя более спокойно, и к горбылям это относится в первую очередь. В столь раннее время они отыскивают себе пищу, ловят любимых маленьких крабиков.
     Однажды в трехбалльный шторм, довелось мне видеть огромное скопление темных горбылей, зависших над песком. Никак не менее 150 рыбин собрались вместе, вдали от своих домов. Это редкое явление можно объяснить только невозможностью пребывания рыбы вблизи камней при сильном волнении.
     Другая разновидность горбыля — светлый горбыль — встречается намного реже. По форме тела он не сильно отличается от своего более темного родственника, только окраска намного светлее, плавники не имеют характерной темной окантовки и, главное, достигает он значительно больших размеров и веса. Вот что рассказал о своей первой встрече со светлым горбылем известный подводный охотник Юрий Бойцов:
     …Было это на соревнованиях в Новороссийске. На глубине не более 12 метров ровное до этого дно начинает резкий спад вниз. Ранее мне уже доводилось в подобных местах подстерегать поднимающуюся с глубины рыбу. В тот раз я тоже лег на ровное плато с правой стороны от приличного камня, лицом к подводному склону. Когда я увидел огромную рыбину, поднявшуюся с глубины, сразу понял, что передо мной светлый горбыль, хотя и видел его впервые. Кроме понятного ощущения охотника, перед которым вдруг появилась добыча, меня охватило чувство, что я вижу какую-то доисторическую, ископаемую рыбу. Очень большая и широкая, очень красивая. В ее движениях не было ни суеты, ни робости — лишь сила и достоинство. Но шла она далеко, и стрелять было бесполезно. Как только камень заслонил ее от меня, я переместился ближе. Горбыль появился с другой стороны камня, откуда я и ждал его, но волнение было так велико, что выстрел получился неудачным: лишь один нижний зуб трезубца вошел рыбине в спину. Но и это бы ничего, будь у меня запас воздуха, а тогда мне пришлось сразу же идти на всплытие и тащить за собой плохо загарпуненную добычу. Я не ошибся, угадав в своем противнике недюжинную силу еще по внешнему виду, и теперь он ее наглядно демонстрировал, не пуская меня наверх. Ружье бросить я не мог и потому фактически сам выдернул трезубец из этой, без сомнения, рекордной и редкой рыбы.
     
     Луфарь
     Это самый организованный, жестокий и бесстрашный хищник Черного моря. Имеется множество свидетельств того, как стая луфарей устраивает загоны для мелкой рыбешки, например: хамсы, ставриды, чуларки. Метод охоты очень похож на охоту волчьей стаи или стаи диких собак. И зубы у луфаря сродни волчьим, только поменьше размером. Этих зубов следует остерегаться даже подводному охотнику.
     Будучи еще начинающим подводником, я впервые увидел, на что способен луфарь — разорванный палец левой руки у моего первого наставника Николая. Он тогда рассказал, как подбитый луфарь, находясь на стреле, вцепился ему в палец и рвал его, как "бешеная собака". Другому охотнику раненый луфарь разорвал гидрокостюм и поранил ногу в паху. Можно было бы усомниться в столь агрессивных действиях относительно небольшой рыбы (1—3 кг) по отношению к такому для нее колоссу, как человек, если бы подобное не происходило со многими охотниками.
     Я встречался с этим зубастым хищником неоднократно, и, зная особенности его характера, всегда относился к нему с внутренним напряжением и опаской. Однажды в районе Артека у диких берегов Медведь - горы, я попал в большую стаю луфарей. Мне потребовалось все мужество, чтобы все-таки выстрелить в одного из них. Когда луфарь забился на стреле, много рыб остановилось и стало внимательно смотреть на происходящее. Что у них было на уме: растерзать трепыхающуюся рыбу — неважно что собрат — или, напротив, за нее вступиться и защитить? Надо признать, что "царь природы" чувствовал себя, мягко говоря, не совсем уверенно.
     Когда луфарь охотится, то подстрелить его не сложно. Для этого и нырять обычно не требуется, лишь бы охотничья тропа хищника прошла от вас на дистанции выстрела.
     
     Зубарик
     Эта черноморская рыба воплотила в себе характерные отличительные особенности сразу нескольких других видов рыб. Даже не только рыб, так как ее зубы совсем не похожи на рыбьи, а скорее смахивают на беличьи или лошадиные в миниатюре. Бока зубарика расписаны темными вертикальными полосами, точно у окуня, а по форме тела он совсем как лещ. И так же, как и лещ, пуглив.
     Зубарика можно подстрелить во время трапезы, когда выдвинутыми вперед резцами он соскабливает с камней что-то съедобнее или делает то же самое, скрывшись целиком в траве. Как и горбыль, он прячется в камни и поэтому, разыскивая в камнях горбылей, можно встретить зубарика. У берегов Крыма этой рыбы больше, чем у берегов Кавказа, но все равно ее общее поголовье незначительно.
     Своего первого крупного зубарика я подстрелил в Стрелецкой бухте Севастополя. Каменистое дно в ней постепенно опускается до глубины пять метров, а потом двухметровым обрывом достигает песчаного ложа. Обрыв имеет у самого дна нишу, уходящую в глубь скалы на полметра - метр. Под этим навесом мне доводилось стрелять горбыля, крупных рулен и скорпен. В тот день я был совсем недалеко от берега и на пределе видимости от себя увидел стаю крупных зубарей. Они, конечно, бросились наутек к середине бухты и тут же исчезли. Решение я избрал настолько верное и скорое, что потом и сам удивлялся.
     Во весь опор поплыл туда, где скрылась стая, потом прямо к обрыву, нырнул, заглянул под карниз и, пожалуйста, вот они все, милые. Мечутся в ограниченном пространстве, должно быть, недоумевая, как это я их так быстро нашел, как узнал, что они здесь?
     Большие желтые зубы с еще более длинными корнями я долго хранил как сувенир о первом моем зубарике. И кому бы я их не показывал, никто не хотел верить, что эти зубы когда-то принадлежали рыбе.
     
     Пеламида
     Может быть, об этой редкой пелагической рыбе и не стоило бы отдельно говорить, если бы не одна особенность поведения, которая отличает ее от всех прочих.
     Приходящая из Средиземного моря хищная пеламида, следует, как и скумбрия, за косяками хамсы или ставриды. Достигает метра в длину. Встречи с ней случайны и происходят обычно в верхних слоях водной толщи. Поэтому обычные методы охоты на нее неприемлемы. Кроме того, она, как правило, соблюдает такую дистанцию, что стрелять бесполезно. И все-таки непревзойденный мастер подводной охоты Владимир Ашме нашел выход.
     Предположим, у вас есть уверенность или надежда, что где-то рядом охотятся пеламиды. В этом случае, чтобы привлечь к себе сразу несколько таких рыб и добиться того, чтобы они в непосредственной близости от вас завели хоровод (а именно так они и поступают), надлежит с шумом и плеском нырнуть. И немедленно замереть, прекратить всякие движения и очень тихо погружаться. Пеламиды появляются, но кружат на расстоянии не менее пяти метров. Мастера морской охоты утверждают, что рыба может реагировать даже на резкое движение глаз охотника. Дальнейшие наблюдения Владимира показали, что, когда стая этих рыб принимается кружить вокруг неподвижного охотника, некоторые особи проносятся от непонятного для них объекта в метре-полутора. Перед этим рыбина выходит из общего круга, разворачивается, а потом совершает свой бросок. Зачем они так поступают — не спросишь, но метод охоты был найден. Он требует от охотника "дюжины глаз", мгновенной реакции и умения стрелять с упреждением в быстро движущуюся цель.
     Узнав на соревнованиях от Ашме о таком способе охоты, Юрий Бойцов не упустил своего шанса и именно таким образом добыл пеламиду в семь с половиной килограммов. Столь крупная рыба далась ему легко, так как стрела угодила ей в хребет и в значительной мере парализовала движения. Другая рыба, поменьше, сорвалась, разорвав свое нежное и мягкое тело.
     Пеламида — добыча редкая. За два дня соревнований не более двух-трех штук предъявляется судьям к регистрации.
     
     Камбала
     Камбала обитает во всех морях нашей страны, кроме Аральского и Каспийского. В Балтийском море ее четыре вида, в Черном — шесть, в Баренцевом и Белом — девять, а на Дальнем Востоке — целых двадцать пять.
     Охота на эту донную рыбу не увлекательна и больше похожа на собирательство. Определенный интерес представляет калкан — крупная черноморская камбала, достигающая пуда весом и обладающая отменными вкусовыми качествами. Калкан — хищник. Летом он держится на песчаном дне на больших глубинах. Осенью, когда вода остывает, а стаи мелкой рыбешки подходят к берегу, появляется и калкан.
     Рекордную для соревнований "Цемесс" камбалу на пять с половиной килограммов добыл Ю. Бойцов в 1987 году. Вот как это было.
     ...Рыба, по всем статьям, вела себя необычно. Во-первых, само появление ее у берегов в разгар лета уже удивительно. Во-вторых, плыла она не у дна, а в полводы, то есть в пяти-шести метрах от него. Поэтому Юрий, особенно не рассматривая, принял ее за ската и продолжал всплывать к поверхности. Но в следующий миг его пронзила мысль:
     "Хвост! Почему у ската нет его длинного хвоста?" Когда охотник вновь отыскал взглядом мнимого ската, тот довольно быстро удалялся, одновременно пикируя на дно. "Всплывать - потеряю его из виду. Потом вовсе не найду". Юрий развернулся и, не дойдя до поверхности, вновь пошел на глубину. Настиг калкана в тот момент, когда он уже устроился на песке между камней и стал почти незаметен. Выстрел. Трезубец легко вошел в широченную спину, а вот оторвать плоскую камбалу от дна, как потом признавался охотник, оказалось совсем не просто. Как огромная присоска, она никак не отрывалась от песка, но, оторвавшись и оказавшись "ребром" вверх, легко пошла к поверхности вслед за охотником.
     Старейший подводный охотник Леонид Логвинов в районе поселка Бетта на Черноморском побережье Кавказа добыл калкана на 12,5 кг. В тот вечер наблюдалось редкое явление: к берегу подошла огромная стая хамсы, которую сверху сопровождали сотни чаек, а снизу — десятки камбал. Логвинов собирался заканчивать охоту, но, завидев на горизонте чаек, сразу сообразил что к чему и решил дождаться, когда этот воздушный эскорт достигнет берега. Дождался и был вознагражден.
(с) Дом Рыбака - 2001