Кого еще охотник встречает под водой


     Кроме описанных пресноводных и морских рыб, подводный охотник может встретить много других видов, которые как объекты для стрельбы либо слишком малы, либо очень редко встречаются. Такие рыбы, как стерлядь, осетр, белуга и ряд их ближайших родственников запрещены к отлову (а значит, и к отстрелу) повсеместно. Но есть и другие водные обитатели, встречи с которыми украшают подводные путешествия, делают их еще привлекательней. Это дельфины, тюлени, скаты, змеи, бобры, ондатры, куторы, черепахи, раки.
     
     Дельфины
     Красавец и умница — дельфин очень популярен. Этот родственник зубатых китов не слишком большая редкость для тех, кто отдыхал у Черного моря. Никто не обвинял дельфинов в агрессивности по отношению к человеку. Наоборот, известно множество фактов оказания ими помощи или явного проявления желания помочь человеку в воде.
     Мне не раз доводилось видеть в воде этого превосходного пловца. Когда он плывет, то почти не заметны колебания хвоста и создается впечатление, что это черно-белое обтекаемое тело получило где-то ранее толчок и теперь в толще прозрачной воды движется по инерции. Питаются дельфины рыбой. Предпочитают не донные и оседлые виды, а стайные, например, тюльку, хамсу, чуларку, сингиля.
     Ученые считают, что дельфины из всех животных лишь обезьянам уступают в сообразительности. Подводник с большим стажем Л. Логвинов, после одного забавного случая, тоже придерживается этого мнения.
     "Стая кефали выскочила на мою сторону из-за маленького подводного хребта, и одна рыбка не успела увернуться от моей стрелы, — рассказывал он. — Кефаль не крупная, а стрела у морского ружья тяжелая, поэтому рыба быстро опустилась на дно. Я нырнул, взял за стрелу и, выставив ее наверх, начал всплывать. В этот момент опять же из-за камней выскочил дельфин и, видимо, от неожиданности "затормозил". Наверное, он гнал ту стайку кефали, численность которой я только что сократил. А расположились мы в воде следующим образом: наверху дельфин, ниже я, а между нами кефаль на трезубце. Невольно получилось, что я предлагаю своему новому знакомому его любимую еду прямо с "вилочки". С испугу я, как бы защищаясь, вытянул к нему руку со стрелой, а вышло, будто еще настойчивей предлагал угощение. И тут произошло совсем непредвиденное: зверь не взял рыбу и не уплыл, а отчетливо и, по-моему, абсолютно сознательно покачал головой из стороны в сторону. Казалось, он говорил: "Спасибо, сам поймаю!". А уж потом уплыл.
     Вот такой был случай".
     
     Тюлени
     Репутация у крупного ластоногого животного — тюленя не столь безупречна, как у дельфина. Известны случаи нападения этого зверя на купающихся в море людей. Что • провоцировало водных млекопитающих, употребляющих в пищу рыбу, кусать людей на пляже — неизвестно. В Каспийском море нет дельфинов, но есть значительная популяция настоящих, или каспийских, тюленей. Южнее Баку (на Пирсогатских грядах, например) мне не встречались тюлени, севернее — этого зверя больше, но особенно их много на восточном побережье Каспия. Тюлени обитают и в других морях: Балтийском, Белом, Баренцевом. Предки этих красивых, обычно с пятнистой, серо-черной шкурой животных, достигающих двухметровой длины, пришли в море с суши и дышат легкими. Несмотря на это, вода для них — дом родной. Они не соперники дельфинам в скорости, но за счет своих "рук" намного их маневренней.
     ...Несколько лет я с друзьями приезжал на охоту в район города Избербаш на северо-западе Каспийского моря. Август 1978 года выдался очень жарким. Море сильно прогрелось, и охотиться можно было только за каменной грядой, уходящей наискось в море на 600—800 метров. Гряда, обросшая ракушками, либо немного выступала из воды, либо не доходила до поверхности на 30—50 сантиметров. На значительном ее протяжении был лишь один проход шириной не более двух метров и глубиной около метра. Обычно этим проходом мы и пользовались как калиткой, проникая в открытое море и возвращаясь обратно.
     Мой товарищ покидал море в тот день вынужденно и раньше обычного, так как задул ветер с моря и быстро нагнал метровую волну. Перед грядой он остановился, ожидая максимальный, девятый вал, чтобы с ним проскочить через опасное место в мелком и узком каменном проходе. И когда такой момент настал — на предельной скорости ринулся вперед.
     Должно быть, в тот же миг, но с другой стороны, устремился в проход тюлень. Человек и зверь встретились, что называется, нос к носу. В глазах тюленя был ужас, морда исказилась от неожиданности и испуга, и в следующее мгновение он, видимо, исполнив сальто, исчез. Надо полагать, в глазах человека было не меньше ужаса, но то ли из-за более сильной воли, то ли из-за меньшей поворотливости, он не свернул со своего пути и выскочил на безопасное место. Сердце смелого охотника долго еще учащенно колотилось в груди (или в пятках!).
     Острота пережитого моим товарищем давно прошла, но до сих пор он не может даже себе объяснить: как такая большая туша в мгновение ока остановилась, развернулась в столь узком месте и, не задев его, умчалась обратно?
     Тюлени и дельфины для подводного охотника помеха. Скажем, если кефаль была-была, а потом вдруг исчезла, очень может быть, что где-то поблизости появились ее основные враги. Кефаль, спасаясь от них, жмется под самый берег. Однажды довелось наблюдать, как за несколько минут тюлень сожрал не меньше двух десятков таранек. Ворвавшись в большую стаю, тюлень на наших глазах хватал и тут же заглатывал рыбешек то слева, то справа. Сцена, может, и обычная для живой природы, но после нее у меня остался на душе неприятный осадок.
     В очень прозрачной воде Белого моря можно было бы неплохо охотиться на треску. Но эта достойная для стрель бы рыба принимает подводника за своего исконного врага — тюленя и уносится прочь, не оставляя никаких надежд.
     
     Белуги, осетры, севрюги
     На древнем Каспии подводный охотник может встретить обитателя морских вод покрупнее тюленя — белугу. Вылавливались экземпляры весом до полутора тонн и длиной семь метров. Рыбин в 100—150 килограммов называют белуженками (так и подмывает назвать "мальками").
     Едва ли белуга, пусть самая крупная, станет нападать на человека, по крайней мере, такие случаи неизвестны, но нагнать страху может на любого.
     Представьте себе, что видимость в море метр-полтора, вы ныряете на дно и удобно устраиваетесь между двумя большими камнями. Самая обычная ситуация. В ожидании кефали, кутума или жереха проходит 10 секунд, 20... и вдруг левый "камень", за который вы придерживались рукой, тронулся с места и... поплыл! Представили? Ну, и как ваши ощущения? А именно так было с Александром Бойцовым в районе Избербаша, когда при плохой видимости он принял белугу за валун.
     Другой случай. К одному известному подводному охотнику, много лет выступавшему в различных соревнованиях по этому виду спорта и часто проводившему свои отпуска на северо-западном побережье Каспия, обратились за помощью местные рыбаки. Надо было освободить их рыболовную снасть, зацепившуюся за дно. Перемет на осетров, по каспийски — калада, укладывается на дно, а на огромные, очень прочные и острые крючки наживляется соленая или свежая килька. Снасть очень крепкая, и в случае зацепа оборвать ее или сломать крючок практически невозможно.
     Рыбаки подвезли подводного аса на моторке прямо к месту. Будучи уже в воде, охотник попробовал тянуть за основной канат — бесполезно, рыбаки уже этим занимались. Видимость в воде была метров пять, а глубина в этом месте — не более десяти. Ласты вскинулись над поверхностью и исчезли, толкая охотника на глубину. Для ориентировки он придерживался рукой за каладу, уходящую вертикально вниз.
     
     О-о-о-о! Сорри! Следующий лист отсутствовал в экземпляре, с которого производилось сканирование, в связи с этим и возник провал в информации! (примечание Freddy).
     О-о-о-о! Сорри! Предыдущий лист отсутствовал в экземпляре, с которого производилось сканирование, в связи с этим и возник провал в информации! (примечание Freddy).
     

     дну нора в отвесной подводной стене. Часто такой подводный выход устроен среди корней прибрежного кустарника. Надводная часть норы представляет собой вертикальный ход шириной от 40—50 сантиметров до 1 метра, в 2— 5 метрах от воды. В старые, заросшие травой норы, очень просто, прохаживаясь вдоль берега, провалиться и получить травму.
     Значительно чаще, чем бобра, можно встретить ондатру. На подмосковной реке Истре, например, в зимнее время, пока мы облачаемся в подводное снаряжение, по поверхности реки в поле зрения могут проплыть две-три ондатры. Однажды я чуть было по ошибке не подстрелил ондатру.
     ...Подводная растительность плотным ковром покрывала дно и заполняла собой почти все водное пространство. Я находился на поверхности реки и пытался под собой в густой траве разглядеть рыбу, как вдруг кто-то мягко толкнул меня в правое плечо. От неожиданности я вздрогнул и машинально вскинул ружье. В следующее мгновение уже готов был нажать курок, так как показалось, что увидел прямо перед собой небольшого налима желто-серого окраса с висящим округлым животом. Но стоп, откуда у налима лапки? Ба, да это ондатра оттолкнулась от моего плеча! От того, что выстрела не случилось, у меня стало весело на душе и, провожая взглядом зверька, готовящегося произвести на свет потомство, я сказал про себя: "Ну, подруга, где только тебя воспитывали? Толкнула, так извинись!"
     
     Кутора — маленький зверек семейства землероек, обитает у небольших речек и ручьев. От своего убежища — норы под берегом, этот забавный малыш, размером с мышку, далеко не убегает и не уплывает. Наверняка, любой подводный хищник не откажется от такой добычи. В силу своих малых размеров, скрытного образа жизни и из-за относительной малочисленности популяции встретить их доводилось далеко не каждому охотнику. Лично я, всего дважды наблюдал кутору: в первый раз в ручье около реки Руза, а второй — в Москве-реке. Оба раза зимой. В ручье зверек быстро преодолел вверх по течению два открытых участка поверхности и исчез. А у реки, заметив еще в воде, куда спрятался зверек, я наблюдал за ним специально: быстро и потешно работая лапками, водяная землеройка достигла под водой первого же куста рдеста и принялась что-то с него сгрызать. При этом она быстро вертелась вокруг стебля, мелькая лапками, белым брюшком и красивой палевой шкуркой. Вся операция, с момента появления куто-ры из-под снежного, нависающего над водой карниза и до момента исчезновения под ним же, заняла не более десяти секунд. В течение пяти минут зверек еще дважды совершал такие броски, но даже после этого я не мог бы с уверенностью сказать, что хорошо его рассмотрел — столь стремительны были движения.
     Ученые объясняют такую подвижность объективной физиологической необходимостью. Температура тела у куторы почти такая же, как и у человека, а масса мизерная, поэтому остывает она в 20 раз быстрее. Она даже лишена возможности нормально поспать и обычно отдыхает в полудреме, полностью засыпая только на 10—15 секунд, не более. Поэтому бешеный темп поддерживает температуру тела постоянно на должном уровне. А чтобы обеспечить такую подвижность, нужно много пищи. Этим и занимается водяная землеройка всю свою жизнь — и день и ночь.
     
     Во внутренних морях, реках и озерах нашей страны водяные ядовитые змеи не водятся. В 99 случаях из 100 — это будут безобидные водяные ужи. В то же время, нельзя совсем исключить встречу с обыкновенной гадюкой, ибо она, хотя и не любит воду, но при необходимости хорошо и плавает и ныряет.
     Ужи под водой охотятся на мелкую рыбешку. Больше всего довелось их наблюдать на пустынном побережье Каспия и на его островах. К этим крупным, до полутора метров длиной, змеям привыкаешь и постепенно начинаешь понимать, что без них подводный мир был бы чуточку беднее.
     В реках и озерах ужи любят греться на солнышке, удобно устроившись на больших плавающих листьях кувшинковидного плавуна. Может, потому второе название этого растения, любящего стоячие и медленно текущие воды — ужовник.
     
     Черепахи
     Если не охотиться в южных реках и озерах, то встретить под водой пресноводную черепаху не удастся: холодная вода не для нее. Сухопутная черепаха — растительноядное пресмыкающееся, а пресноводная — плотоядное. Она питается рыбой, различными земноводными и беспозвоночными. Передвигаются под водой черепахи точно так же, как и на суше, и скорость такого передвижения при этом остается истинно черепашьей. С самого малолетства (а живут они до 150 лет), эти черепахи много времени проводят в воде, поэтому увидеть там можно и большую черепаху, размером с суповую тарелку, и маленькую — со столовую ложку. Их медлительность и беззащитность всегда вызывают у меня только добрые, покровительственные чувства, никогда не позволяющие опуститься до изготовления сувениров из красивых панцирей или отведать черепашьего супчика.
     
     Речные раки
     В отличие от пресноводной черепахи, речные раки являются обычными обитателями многих пресных водоемов. Их много и в студеных карельских озерах и в теплых реках Украины. Когда-то эти представители класса членистоногих населяли едва ли не все водоемы России. В дальнейшем, с постепенным их загрязнением, речной рак стал настолько редким, что во многих областях его отлов запретили полностью. Рака называют индикатором чистоты водоемов. Правда, объясняется это скорее его придонным образом жизни и неспособностью к быстрой миграции, чем какими-то специфическими биологическими особенностями. Если завод, фабрика или совхоз сбрасывают ядовитые отходы своего производства в реку, то большая часть рыбьего племени чувствует это, скатывается вниз по течению и спасается бегством. А бедные раки, не имея такой возможности, погибают. Нередко из ядовитой водной среды они лезут на берег, где и находят их мертвыми в огромных количествах.
     За речными раками интересно наблюдать. Когда их много, можно подсмотреть, как они обедают и что у них на обед. Можно увидеть, как один рак гонит другого от своей норы, а в другое время и вне жилья они могут мирно лазить друг по другу. Однажды мне встретилась на дне реки причудливой формы метровая глыба глины, в которой были десятки рачьих нор — прямо отель, и при том очень красивой архитектуры. Не зря говорят: "Природа — великий архитектор".
     Человек, надевший маску и опустившийся под воду, должен помнить, что он пришел в чужой дом. Пришел гостем, а не хозяином.
     В этом доме свои правила жизни, свои нормы поведения свои взаимоотношения. Поэтому к его обитателям нужно относиться бережно, с уважением и любовью, а не как к товару из рыбного отдела магазина. Полюбив же этот мир, вы не только не причините ему вреда, но непременно станете его другом и защитником.
(с) Дом Рыбака - 2001