Полные надежд, мы мчались на "Жигулях" к месту предстоящей рыбалки и подводной охоты. Мой старший брат и двое его товарищей имели точные сведения, что на реке Ранова всего в трехстах километрах от Москвы, в месте ее пересечения с Волгоградской трассой, в прошлые выходные лещ, язь и плотва клевали без перерыва. Я же эту реку знаю давно, много в ней охотился с московскими друзьями и друзьями-подводниками из близлежащего городка Ряжска. Одним словом, весь многочасовой путь мы делились “невыдуманными” историями из рыболовной и охотничьей практики, высказывали предположения о том, на какую наживку будет лучше клевать, какой снастью и какую рыбу уже сегодня будем ловить.
На место приехали после обеда. Наспех поставили палатку, избрав для этого "явно не лучшее место: судя по "визиткам" и вытоптанной траве, стадо коров за сутки проходит здесь не раз. Быстро надули лодки и к воде. Даже не поели. Удивляюсь я этим рыбакам, они бывают еще более азартными, чем мы, подводные охотники. Вижу, как мои друзья выбрали приглянувшиеся им места, заякорились, закинули удочки и... застыли.
Река в этих местах течет среди полей и перелесков. Глубина от метра на перекатах и до 7—8 метров в омутах и плесах; В русле немало тростниковых островков. Удивительно много видов рыб обитает в Ранове: сом, сазан (карп), щука, судак, язь, жерех, лещ, голавль, линь, налим и, конечно, плотва с окунем. Пожалуй, лишь плотва да окунь не вырастают в реке до больших размеров, а остальные разновидности достигают очень внушительных габаритов и веса.
Зная участок реки, на который мы приехали, я направился в заветную протоку ниже по течению. Там мне доводилось стрелять хороших язей и крупных щук. Ниже протоки на глубине трех метров в заросшем травой широком плесе встретился как-то крупный сазан. Он бы потянул килограммов восемь, не меньше. А выше протоки дважды брал судаков.
Вот на такое место направлялся я в тот день, согнувшись под тяжестью рюкзака с подводным снаряжением, страдая от тяжелых и твердых свинцовых грузов, но преисполненный самых радужных надежд. И каково же было мое разочарование, когда опустившись в воду, я увидел вместо обычно прозрачной воды мутный поток. При такой видимости на успех рассчитывать не приходилось. Дважды на дне перед самой маской срывалась какая-то рыба, но даже после этого нельзя было сказать, кто это был. Час такой "охоты" не принес ни результата, ни удовлетворения.
У палатки я был в тот вечер первым. Первым из разочарованных. Как только стемнело, подошли остальные. От местных рыбаков мои друзья получили подтверждение, что в прошлый выходной на этом самом месте, действительно, творилось что-то невообразимое — так активно брала рыба. А сейчас на троих три рыбки с ладошку. Правда, у них впереди еще утренняя зорька, а мне что делать? Остаться без добычи для подводных охотников не такая уж редкость, но совсем плохо, когда не получишь удовольствия от самого процесса охоты, не наплаваешься и не налюбуешься в прозрачной реке сказочными подводными пейзажами.
Наутро, поднявшись вместе со своими рыбаками, я уже принял решение — попутными машинами, как угодно, но добраться до другого участка реки, где может быть прозрачная вода. Это намного ниже по течению, и местные охотники за очень чистую воду называют его "светлым Раново". Двадцать километров от моста до моста были преодолены мною на двух попутных КамАЗах и рейсовом автобусе за два часа. И верно говорится: "Кто ищет — тот всегда найдет". Я был вознагражден прозрачной водой, а забегая немного вперед, скажу, что и значительным экземпляром сома.
Часа полтора я обследовал заросли подводной травы, подныривал и осматривал нависающие с берегов кусты, ветки и упавшие деревья. Ничего не попадалось. И вот, всплывая с глубины и заглядывая за переплетение веток и травы, вижу, как с другой стороны прямо на меня надвигается большая соминая морда. Выстрел оказался удачным, и все попытки рыбины освободиться от гарпуна ни к чему не привели. Она скрутила большой пук травы, замотала линь, но я ее все же выволок на пологий противоположный берег. Понятно мое ликование — передо мной лежал красивый пятнистый сом длиною около полутора метров и весом не менее 15 килограммов.
Когда я вернулся к месту стоянки, палатка была уже убрана, прислоненные к кустам лодки сохли. Брат и наши друзья были явно в хорошем расположении духа. Крупной рыбы они не поймали, но рыбалка все же состоялась. Дав им возможность похвастать своими результатами, я вывалил из рюкзака сома... Все сказали: "Ух! Вот это да!". Я сиял и был горд своей победой.
Прежде чем отправиться в обратный путь, поодиночке и все вместе мы сфотографировались с моей добычей. Тем и закончилась для нас та памятная августовская рыболовно-охотничья экспедиция в Рязанскую область на речку Ранова.