Что у хищника в животе?


     Из рыболовной литературы известно, что щука — большая любительница хватать и заглатывать все блестящее. При этом ею движет извечный инстинкт нападения на блеснувшую чешуей жертву. На этом и основан лов хищных рыб на всевозможные блесны. В пылу погони за добычей или, не разобравшись, впопыхах, щуки заглатывают ложки, часы, кольца и прочие блестящие предметы, оказавшиеся в водоеме. Обследование желудков выловленных старых и крупных щук, может, и не самое приятное дело с позиции обывателя, но любопытному рыболову и подводному охотнику может принести познавательный (да и материальный!) интерес.
     Другой подводный хищник — сом, не так падок на все блестящее, но зато его меню, пожалуй, намного разнообразнее, чем у щуки, судака или окуня. В его меню, кроме рыбы, может входить буквально все, что движется в воде и на воде: лягушки, головастики, пиявки, раки, мыши, ондатры; и все, что валяется на дне: консервные банки, ветошь, старые ботинки и т. д.
     Мы — я и мои ближайшие друзья, подводные охотники, — добываем не очень много и далеко не самых крупных сомов, но и на нашу долю в животах этих неразборчивых рыб выпадали интересные находки. Так, в желудке одного сома были останки нескольких раков. Их хитиновые панцири и тушки уже растворились, а остались только клешни да тонкие лапки. Мы еще подумали, как это сом такой острой пищей не боится исколоть себе все внутренности.
     В другом соме мы обнаружили только начавшую перевариваться американскую норку. По крайней мере, шкурка зверька была в приличном состоянии и, при наличии желания и отсутствии предрассудков, ее вполне можно было бы выделать и использовать по привычному назначению. Я думаю, воротничок из такой шкурки был бы, наверное, единственным меховым изделием, полученным столь оригинальным методом.
     А в прошлом охотничьем сезоне наше любопытство было вознаграждено совсем уж необычной находкой. Сомик не более четырех килограммов весом выглядел так, будто мячик проглотил — у него сильно оттопыривался круглый и гладкий живот. Нас, естественно, заинтересовало, кого в этот раз сцапал прожорливый хищник. Я предположил, что ондатру, так как в сильно заросшей и почти стоячей воде той маленькой речки, где мною была подстрелена рыба, это очень возможно. Вспороли желудок и увидели, что там, действительно, не рыба. Развернули комок... ба! Да это болотная курочка. Добегалась, длинноногая, по ряске да лежащей на поверхности траве. И сом молодец: сумел найти себе пищу даже вне воды, такую, что не только пырять, но и плавать не умеет.
(с) Дом Рыбака - 2001