Шуга


     Впервые заняться подводной охотой в зимнее время мы отважились 20 лет назад. Все предшествующие годы охотничий сезон у нас обычно заканчивался в начале ноября. В это время начинаются сильные морозы, и на подмосковных реках и озерах становится первый лед. Именно в такой момент, а точнее, накануне главного революционного праздника — 7 ноября, мы отправились на Москву-реку в район Можайска.
     ...Та охота запомнилась мне надолго: так замерзнуть до того дня мне еще ни разу не доводилось. Мороз был небольшой, градусов 12, но дул сильный пронизывающий ветер. Похолодание наступило резко, и наши, может, и не очень изнеженные, но городские тела еще не успели адаптироваться к зимней стуже.
     От ветра и холода защититься было негде, поэтому пока мы с друзьями переодевались в подводное снаряжение, то казалось, что уже замерзли до последней стадии. Когда же залезли в реку, то поняли, что нет, то была еще не "последняя стадия". Пальцы рук и ног холодом кололо, словно длинными иголками, голову тоже, разве что иголками поменьше. По спине бегали мурашки величиной со спичечную головку, и очень скоро в теле началась такая дрожь, что, повстречайся мне рыба, я бы в нее все равно не попал. Виною тому была не только ледяная вода, но и несовершенство нашего снаряжения.
     А рыбы нам в тот раз под водой совсем не встретилось. Смешно, но я подумал, что ей тоже стало невмоготу от такого холода, и она уплыла куда-нибудь, где потеплее. Но была и другая, фактическая причина, по которой все подводные обитатели реки куда-то попрятались: под водой на дне, на растительности, на погруженных ветвях прибрежных кустов — повсюду висели прилипшие большие хлопья... снега! Подводный снег? Именно так. Шуга, другими словами.
     На той далекой от сегодняшнего дня охоте я впервые столкнулся с шугой под водой (если бы не маска на моем лице, то вполне можно было бы сказать: "нос к носу"). Конечно, с пятилетнего возраста причисляя себя к рыболовам, я и до того дня знал, что такое шуга на реке, но видел ее лишь с поверхности. Она обычно образуется в сильный мороз перед ледоставом. Считается, что шуга — ноздреватая, рыхлая масса всплывающего на поверхность водоема и переносимого течением внутриводного льда. Позволю себе это утверждение подвергнуть сомнению. И вот почему.
     В день описанной выше охоты шли сильные снежные заряды. Кроме подводного снега снежная шуга кучевыми облаками плыла и по поверхности. Поверхностные и подводные снежные образования были абсолютно идентичны. Поэтому, сам собой, напрашивается вывод, что на дне и на траве та же снежная масса с поверхности, но потяжелевшая и опустившаяся. При плавании, задевая и сбивая с травы и подводных веток эти бело-серые наросты, я не видел, чтобы они всплывали.
     Впоследствии приходилось неоднократно охотиться в сильные снегопады и всегда, в большей или меньшей степени, такая охота сопровождалась снежной шугой. Но бывает и другая ее разновидность — ледяная, образующаяся под воздействием сильных морозов.
     ...С двумя друзьями-охотниками мы прибыли на реку Руза, на участок, что находится километров на десять выше ее слияния с Москвой-рекой. В этот же день другая группа подводных охотников прибыла к самому слиянию. Было это в начале прошлой зимы, при температуре воздуха -18 °С. На нашей акватории по реке плыла ледяная шуга. Поля еще ломкого, но начинающего смерзаться льда площадью 10, 20 и более квадратных метров, постоянно плыли нам навстречу. Если начать уворачиваться от них, то будет уже не до охоты. Не обращать внимание — тоже мало удовольствия от постоянных столкновений с этими, пусть не твердыми, но увесистыми ледяными образованиями. Когда такое поле наезжает вам на голову, то после первого мягкого удара начинается треск и хруст ломающегося, не успевшего затвердеть льда. Маленькие льдинки стекают с головы, как после встречи с ледоколом, в стороны, то есть на плечи, но иногда идут и вниз, под охотника. Тогда подводный пейзаж исчезает за движущейся ледяной завесой и вы временно слепнете. Шелест и хруст прекратились — значит, льдина прошла.
     Постепенно я приспособился к охоте в таких условиях. Старался больше нырять и находиться под водой, даже если в этом не было особой охотничьей надобности. А будучи на поверхности, держал свободную левую руку перед головой, принимая на нее атаки шуги.
     Когда мы входили в реку, то, чтобы достичь открытой воды, пришлось проломить проход в крепком береговом припае льда, длиною два метра. Через полтора часа, когда охоту закончили, мы в том же месте проламывали проход длиною уже в три раза больше. Чуть ниже по течению шуга забила всю протоку между берегом и островом и даже на глаз было видно, что там уже настоящий толстый и прочный лед. Такое явление в природе, когда шуга забивает русло реки и начинается зимний паводок, называется "зажор".
     Охота в тот раз у нас все же состоялась, и мы без рыбы не остались. А вот нашим коллегам, что охотились ниже по течению, повезло меньше. Точнее сказать совсем не повезло, так как охотиться они не смогли. Даже просто находиться в воде. было невозможно из-за плывущего льда. Наши относительно рыхлые ледяные поля у слияния рек уже были прочными, толстыми льдинами и не хотели раскалываться о головы подводных охотников. Нырять под них и лавировать между ними — дело опасное и, с точки зрения охоты, совершенно бесполезное. Потому они вынуждены были из реки вылезти и коротать время у костра.
     Подводный охотник, который летом и зимой, днем и ночью занимается этим увлекательнейшим спортом, имеет возможность наблюдать во многом еще неизученный и загадочный подводный мир, и такие явления природы, которые с поверхности исследовать можно лишь поверхностно. Шуга — одно из таких явлений.
(с) Дом Рыбака - 2001