Владимир Ашме. Мастер спорта СССР, шестикратный чемпион Советского Союза. Его имя известно любому подводному охотнику, который хотя бы раз участвовал в соревнованиях.
Усилиями Владимира организовывались и проводились первенства страны в районе Новороссийска под названием "Цемесс", которым впоследствии было присвоено имя этого выдающегося, талантливого спортсмена. К сожалению, Владимир Ашме уже ушел из жизни. Умер несравненный подводный охотник, о котором еще при жизни ходили легенды. Приведу всего два коротких и будничных, но ярких и показательных эпизода, свидетелем которых был его друг Юрий Бойцов.
...Как обычно, перед соревнованиями охотникам разрешалось ознакомиться с акваторией, на которой они должны проводиться. Естественно, без оружия. Кроме того, спортсменам требовалась разминка, а приезжим — адаптация к местным условиям.
Ашме и Бойцов поплыли вместе. Для Владимира — вся прибрежная акватория у Новороссийска — родные места, он их знал отлично. Очень скоро охотники вышли на семью горбылей, расположившуюся на глубине восьми метров вблизи своего каменного дома. Друзья зависли над рыбами, но те никак не реагировали на присутствие людей — видимо, не чувствовали их.
— Смотрю, — рассказывал потом нам Бойцов, — Володя как-то скрючился и в совсем неестественной позе начал тихо погружаться. В самый первый момент даже подумал, что с ним что-то случилось, ибо все в этом очень медленном падении на дно было необычным. И только, когда Ашме, поравнявшись с горбылями, резко выбросил руки и схватил одного из них, я понял, что все это игра. Горбыль, конечно, выскочил из рук охотника, но все равно подплыть к семье рыб вплотную, не потревожив и не напугав ее, — это вершина охотничьего искусства?
...Сборная команда СССР по спортивной подводной стрельбе собралась для тренировок в районе местечка Малый Утриш под Новороссийском. Изучая морскую карту, подводники обнаружили, что в полутора километрах от берега морское дно резко поднимается и образует банку на глубине около 30 метров. Конечно, охотники загорелись желанием проверить это необычное, наверняка, не тронутое место. Для эксперимента выбрали двух лучших подводников, к тому же сплоченных личной дружбой — В. Ашме и Ю. Бойцова.
Перед обедом, когда освещенность в воде максимальная, катер со спортсменами на борту отошел от пирса и направился к банке. Лоцманом был местный рыбак, знавший точное ее месторасположение. А руководил всей операцией тренер сборной — Ковальцов Геннадий Георгиевич. Давая разрешение на столь глубокое погружение и охоту, он заметно волновался: на нем лежал груз ответственности за все, что бы ни случилось.
После специальной гипервентиляции охотники одновременно пошли на погружение. Плыли рядом. По мере спуска становилось все темнее и темнее. Из глубины все явственнее вырисовываясь и принимая свои истинные очертания, на спортсменов надвигалась черная подводная скала. Достигнув наконец дна, охотники очутились среди десятков, нет, сотен горбылей! Рыбы расступились, как бы впустили людей в свое общество и вновь сомкнулись. Теперь горбыли были со всех сторон. На фоне пирамидальной скалы в густом сумраке они выглядели сказочными, доисторическими существами. Перед охотниками открылась поистине неземная, необыкновенной красоты картина!
Ашме показал рукой на ближайшего к Юрию крупного горбыля, и это молчаливое указание более опытного охотника было понято и тут же исполнено. В тот же момент Владимир сам загарпунил такую же рыбину, и более не задерживаясь, друзья пошли наверх. Всплытие было очень трудным и долгим. Находясь внизу под воздействием большого давления воды, охотники и дышать вроде бы не стремились. А теперь желание немедленно вдохнуть воздуха с каждым метром подавлялось все тяжелее и тяжелее.
Выскочив на поверхность и еще не отдышавшись, наши охотники услышали крик тренера и увидели скрещенные над его головой руки. И то и другое означало одно: конец охоте и ныряниям.
— Хватит! Меня и так чуть "кондрашка" не хватила, — заявил Ковальцов своим подопечным. — Третья минута истекла, а вас все нет и нет!
(с) Дом Рыбака - 2001