"Неудачная" охота

В начале нам повезло: еще в пути прямо из машины посчастливилось увидеть четырех оленей сразу. А неделей раньше точно так же наблюдали лис. Рыжие кумушки были на заснеженном поле, совсем недалеко от шоссейной дороги. Одна из них трусила куда-то по своим лисьим делам вдоль опушки леса, а другая мышковала: припадала на передние лапы, выгибала спину, подпрыгивала и совершенно не обращала внимание на проходящие неподалеку автомашины. Сегодняшнюю четверку красавцев-оленей мы застали между двумя перелесками. Звери, шествовавшие только что в цепочку друг за другом, по какой-то причине вдруг остановились. Так, неподвижные, словно великолепные живые памятники, они появились и исчезли из нашего поля зрения. Но остались в памяти. Эта, случайно подсмотренная, прекрасная картина Подмосковья порадовала нас. Жива еще многострадальная русская природа!
     В нашей машине четыре охотника, точнее — подводных охотника. Едем мы на незамерзающие участки реки Руза. В пути обсудили тактику своих действий. Решили, что мы с Александром будем охотиться сплавом, то есть вниз по течению, буксируя за собой надувную лодку с рюкзаками, а Юрий с Володей — обычным методом. Они поохотятся в одном месте, потом переедут на другое, а уже в конце дня прибудут к условленному участку реки и заберут Сашу и меня.
     Неудачи начали нас преследовать сразу же, лишь только нас двоих высадили, и машина уехала. С фотоэкспонометром моего "Зенита" что-то произошло, и я убивался, причитая вслух, что не могу запечатлеть на цветную пленку окружавшую нас красоту.
     Пока мы одевались, из-за леса за спиной появился алый диск зимнего солнца и подкрасил всю картину бледно-розовым цветом. Вроде бы ничего и не изменилось в природе, но нам стало как-то сразу теплее, будто и мороз ослаб, и вода в реке не такая уж студеная.
     Мы готовы. Лодка накачана, все ненужные в воде вещи погружены в нее. На 5-метровом шнуре наше маленькое плавсредство пристегивается сзади к моему грузовому поясу: сегодня я первый ее буксирую. Конечно, лодка и буксирный конец немного мешают охоте, но мы приспособились и уже привыкли. С другой стороны, принцип "все свое ношу с собой" часто нас выручал — мало ли что потребуется во время охоты.
     Я первый опустился под воду, быстро переплыл реку и, двигаясь вниз по течению вдоль правого берега, начал охоту. Минут через 10, чтобы определиться со своим местоположением, поднял из воды голову и услышал истошные призывы друга. Он бежал за мной по неглубокому снегу на другом берегу и всячески пытался привлечь мое внимание. Я, конечно, сразу же развернулся и быстро заработал ластами, одновременно преодолевая течение и сдвигаясь к нужному берегу. Оказалось, что мой друг, застегивая кукан, прихватил кусочек резины на штанах гидрокостюма, а разогнувшись, вырвал его. В образовавшуюся сантиметровую дырку хлынула вода, и горе-охотник выскочил на берег так проворно, что ему позавидовали бы даже пингвины.
     Я оставил ему лодку с ремонтными принадлежностями, а сам продолжил охоту. Когда в очередной раз оглянулся, Саши на берегу не было. На воде тоже. Я ничуть не сомневался, что он заклеил гидрокостюм и уже охотится, но из-за парения воды видимость у самой поверхности стала очень ограниченной. Мелькнула мысль, что и он мог не заметить меня и промчаться мимо, полагая, что догоняет. Поэтому следующие полчаса я только и делал, что после каждого нырка поднимал голову или даже вставал, где позволяла глубина: все высматривал своего напарника. Перспектива остаться на весь зимний день без возможности заклеиться в случае порыва гидрокостюма, без сухой одежды, еды и чая, мне совсем не улыбалась. Но все обошлось. Появилась наша оранжевая лодочка все же сзади — не проскочил меня Саша.
     Мы обменялись впечатлениями, планами на дальнейшую охоту и поплыли дальше. Лодка вновь моталась на моем поясе. К этому времени у нас на куканах было по одной щуке и несколько хороших плотвиц. Мне еще попался небольшой гибридный карась.
     Незаметно летит время на подводной охоте. Там, где течение у реки сильное, а дно песчаное, мы проносимся без задержки. В это время года рыба тут может встретиться только случайно. Нет ей никакого резона здесь находиться — только силы потратишь, да накопленный на зиму жирок попусту сгонишь. Там же, где появляется глубинка, течение приостанавливается, водная растительность цепляется за дно, разрастается и создает для подводных обитателей хорошее укрытие. Есть и чем им подкормиться. Стаи мальков, рыбы хищные и не хищные — все чувствуют себя здесь хорошо. В подобных местах мы задерживаемся, стараясь как можно внимательнее всматриваться в переплетения водорослей.
     Приблизительно через 3 часа охоты сделали перерыв. Нет, мы не замерзли и не устали, и перерыв этот был сделан не вынужденно, а исключительно из тактических соображений: время обеденное — пора подкрепиться. Сами вылезли на небольшой припай льда и втянули за собой лодку со всем ее содержимым. Вновь нас окружала удивительно красивая природа. Лесистый и совершенно пустынный берег. Ни одного человеческого следа. Только у самой воды, повторяя все изгибы берега, тянется цепочка лисьих следов. Не иначе, дары реки искала кумушка.
     Развести костер в зимнем лесу при определенном навыке совсем не сложно, поэтому и четверти часа не прошло, как мы уже сидели на складных стульчиках у огня и наслаждались первой чашкой сладкого чая с шиповником. Вода на резине быстро замерзла и чешуйками облетела с наших гидрокостюмов. Мы их не снимали и на этом пустынном берегу чувствовали себя в таком облачении, как космонавты на другой планете.
     Скоро и бутерброды подогрелись на костре, и мы славно пообедали. Теперь, среди этой сказочной зимней красоты, у веселого жаркого костра наши тела и души пребывали в полном блаженстве. Такие мгновения всегда хочется растянуть подольше. Но, увы, пора плыть дальше, а то можно и не успеть к назначенному сроку в условленное место.
     На месте встречи мы были через 2 часа. И за это время мне пришлось пережить не только радость охотничьего успеха...
     Вот чуть спереди и справа от меня спряталась на дне щука. Она припорошена илом (наверняка, переваривает пищу после удачной охоты) и почти не видна. Стрела с четырехзубцем на конце бьет хищницу точно за головой и... моя добыча, подняв облако мути, исчезает. Почему? Я ведь точно в нее попал. Когда за линь подтянул к себе стрелу, ответ пришел сам собой: на стреле не оказалось наконечника — он валялся на дне. Теперь понятен тот необычный звук, с которым стрела ударила в рыбу: она пробила ее, ударилась о камень под ней, да так неудачно, что обломилась резьба (М8), на которую наворачивается наконечник. Если бы четырехзубец имел зацепы, то щука непременно унесла бы его на себе. А так он спружинил от камня и выскочил из рванувшейся рыбины.
     К своему стыду, у меня не было запасной стрелы. Что делать? Не заканчивать же охоту? Первая мысль: пытаться наконечником накалывать рыбу, держа его прямо в руке и совсем отказаться от ружья. Но тогда можно рассчитывать только на плотву, некрупного окуня и случайного налима, а о язе, щуке и, тем более, леще, нечего и мечтать — слишком пугливы, близко не подпустят. Поэтому решил охотиться дальше с помощью ружья и обломленной стрелы без наконечника.
     Буквально через несколько минут, встречаю килограммовую щуку. Быстро, но тщательно прицеливаюсь (стреляя четырехзубцем практически не целишься) и жму на курок. Сразу же ныряю и хватаю добычу руками, чтобы не соскочила она с гладкой стальной стрелы. Но моя щука совершенно неподвижна и не думает сопротивляться. Понятно: стрела прошла через рыбину точно посередине сверху вниз и, наверняка, разбила ей позвоночник. Я был очень доволен, ибо таким оружием мне охотиться еще никогда не доводилось. К тому же успешно! До конца дня двух щук и крупную плотвицу я подстрелил таким же образом, без промахов и сходов.
     Охота завершалась, но выпавшие на нее приключения еще оставались. В последние полчаса я получил нокдаун.
     Подо мной были отличные подводные заросли, и я, развернувшись, просматривал их, двигаясь теперь вверх по реке. Место явно рыбное. Вот, должно быть, щука сорвалась с лежки, да так неожиданно и быстро, что, кроме поднявшейся мути и качающихся стеблей речного рдеста, я ничего не успел увидеть. А еще через мгновение меня что-то сильно ударило в правую скулу. Я быстро поднял голову и взглянул на берег. Нет, никто не бросил в меня ни поленом, ни камнем, и, вообще, на берегу на много верст ни души. Начал озираться, думая, что Саша незаметно оказался рядом и стукнул меня случайно. Например, торцом ружья. Ногой или рукой так сильно в плотной водной среде захочешь — не ударишь. Да и вон он, Саша, в 100 метрах выше по течению ныряет. Остается одно: записать это нападение в актив щукам.
     Нападения, конечно, не было — скорее, столкновение, потому что кроме черноморского луфаря и сома ни за какой другой рыбой российских водоемов не замечено агрессивности по отношению к человеку под водой. Почему именно щука? Да потому, что из обитающих в этой реке видов рыб только она способна на очень стремительные броски и при этом имеет весьма солидный вес.
     Уже потом, анализируя случившееся, я подумал, что получив удар такой силы не под водой, где болевые ощущения, как известно, намного слабее, а на воздухе, я бы мог очутиться и в нокауте. Мне помогло также и то, что лицо мое было плотно обтянуто резиновым шлемом гидрокостюма, а в зубах находился, выполнивший в данном случае роль боксерской капы, резиновый загубник дыхательной трубки. И ледяная вода, в которой я плавал, сыграла роль холодного компресса. Поэтому припухлость сошла у меня на третий день и еще пару дней было больно жевать. Только и всего!
     Много лет назад подобный эпизод произошел со мной на Москве-реке. Подстреленная щука, весом менее килограмма, сорвалась со стрелы и, спасаясь, удирая и не разбирая при этом дороги, ударила меня в край маски. Тогда обошлось без последствий. На месте встречи с друзьями мы оказались первыми.
     Пошел небольшой снежок, начало быстро темнеть и, когда мы переоделись и разожгли костер, спустились сумерки. Не удивительно, в декабре дни самые короткие. Друзья подоспели вовремя — как раз подогрелись оставшиеся бутерброды. За чаем мы поделились своими успехами и злоключениями, а наши спутники — своими. К примеру, Юрий при одевании так плохо закрутил свой гидрокостюм, что вылез из реки совершенно мокрый. Какого-либо топлива поблизости там не оказалось и костер не разжигали. Среди снега, на ветру и морозе, он снял все мокрые одежды и стоял совершенно голый. Прикрывала его единственная сухая вещь — шерстяной шлем на голове. Повизгивая и поскуливая от остроты ощущений, в этом сверх оригинальном виде он ждал, когда же, наконец, товарищ снимет свой гидрокостюм и поделится сухой одеждой. Естественно, представив такую сцену, да еще с комментариями очевидца, невозможно было удержаться от шуток и подначек в адрес пострадавшего. Только не следует думать, что этот экзотический и, зачастую, суровый спорт, которым мы занимаемся уже десятки лет, сделал нас жестокими и бессердечными. Скорее, наоборот. Наш опыт говорит, что с доброй шуткой легче преодолевать трудности, которых у подводного охотника, как вы сами успели убедиться, немало. Все свои неудачи мы воспринимаем весело, без огорчения. Вот и после этой охоты, несмотря ни на что, мы возвращались домой по-настоящему счастливые. Навстречу нашей машине летели крупные пушистые снежинки и в свете фар разлетались по сторонам алмазными брызгами. Каждый из нас точно знал, что день прожит не зря.