В ВЕТЕР И СТУЖУ
В.ВИНОГРАДОВ г.Москва,"Рыболов", 1990г.

       Летняя и зимняя подводная охота, как говорят в Одессе,— "две большие разницы". Кроме отличия, о котором знают все — температура воздуха и воды,— зимняя подводная охота имеет много и других особенностей. Практически нулевая температура воды вынуждает надевать под гидрокостюм (сухого типа) теплую одежду, а это, в свою очередь, для создания минимальной плавучести заставляет пользоваться тяжелым грузовым поясом. И получается, что, отправляясь на охоту, приходится тащить рюкзак весом 15—20 килограммов, а на поясе — свинцовые грузы весом 12—14 килограммов. С такой ношей пройти по глубокому снегу даже 100 метров совсем не просто.
       С моим другом Валерием мы эту проблему решаем так. Все, что не требуется для погружения, складываем в маленькую одноместную лодку, которую тянем за собой по воде на пятиметровом шнуре, прицепленном карабинчиком к поясу. Сплавляясь таким образом вниз по течению, за 4—5 часов охоты "прочесываем" большой участок реки. При этом удается обнаруживать редкие зимой места с сохранившейся подводной растительностью, где держится рыба.
       От железнодорожного вокзала города Можайска за 25 минут автобус довез нас прямо до реки Москвы в районе МИЗа (Можайского инструментального завода). 16 декабря — не лучший день для подводной охоты: самое темное время года и изрядный мороз. Но это еще ничего, если бы не леденящий ветер, который превратил переодевание и подготовку к охоте в настоящую пытку.
       В надежде спастись от стужи мы расположились под мостом, но это не очень помогло: к моменту погружения пальцы рук и ног закоченели. Когда мы говорим знакомым и близким, что нередко на зимней подводной охоте отогреваемся в воде, никто иначе, как шутку, наши слова не воспринимает. А между тем это чистая правда. Так было и на этот раз. Другое дело, что через час-полтора, если плохо одеться, можно почувствовать общий озноб. Да еще в первые минуты плавания голову сдавливает, как тисками, видимо, от резкого перепада температур и сужения сосудов, но вскоре всякий дискомфорт пропадает и можно полностью отдаться охоте.
       По информации из управления Мосводоканала, сброс воды :в этот день с Можайского водохранилища составил 14 м3 в секунду, это нормально для зимнего периода. Течение подхватило нас и понесло.
       Сначала проплыли по знакомым местам. Первым прошли участок, который еще когда-то мы назвали "Эльдорадо". В те времена дно глубокого и просторного омута было покрыто толстым слоем ила, и из многочисленных норок в нем торчали головки угрей. За несколько лет до того в Можайское водохранилище была выпущена большая партия закупленных за границей личинок угря, которые прижились, подросли и расселились по всему водоему. Сейчас угрей осталось здесь очень мало.
       Лет пять назад ихтиолог с базы МООиРа, расположенной на берегу Можайского водохранилища, рассказал нам, что весной подо льдом обнаружили громадное количество погибших угрей. Эта трагедия произошла из-за резкого сброса воды из водохранилища. При этом лед опустился на дно, и угри на огромных площадях мелководья оказались без воды и без воздуха — заживо погребенными.
       Поголовье рыб в водохранилище сокращается и по другим причинам, и нам — подводным охотникам — это особенно заметно. Главная из них, видимо,— распашка полей вплотную к берегам и отравление воды стекающими в нее химическими удобрениями. Кажется, еще совсем недавно мы разбивали на берегу палаточный городок, играли здесь на лужайках в футбол. Теперь же и одной палатки не установить: лишь трехметровая полоса зарослей крапивы отделяет поле от реки.
       Другая причина — загрязнение промышленными и коммунальными стоками. Однажды недалеко от города Рузы, рядом с посел ком Алмаз, мы видели реку в реке: в прозрачной воде несся бурый поток неочищенных сбросов.
       Естественно, о подобных "находках" мы всегда сообщаем в Мосводоканал, который заботится о чистоте водоемов, дающих питьевую воду Москве. Но, к сожалению, эта же организация, пусть невольно, и сама вредит рекам, которые дали жизнь подмосковным водохранилищам. Сброс воды из водохранилищ регулируется в зависимости от потребления воды Москвой, от обилия или отсутствия дождей по районам и других факторов. При этом от реки ниже плотины остаются лишь лужи и соединяющий их маленький ручеек. Либо наоборот — бешеный поток, резко изменяющий рельеф русла, подмывающий и вырывающий пойменную растительность. И то и другое отрицательно сказывается на условиях обитания рыб. Значительная часть молоди погибает, а вызревающая икра уничтожается полностью.
       "Эльдорадо" не порадовало нас: ни одного угря, ни одной, даже старой, угриной норки. В редкой траве порой сновали окуни. Удалось, правда, подстрелить несколько крупных плотвиц и двух небольших щучек. Три или четыре солидные щуки не стали ждать выстрела, они сорвались с места, подняв облако мути. На кукане у Валерия был примерно тот же набор трофеев.
       Преодолев перекат и проплыв еще метров пятьсот, мы сделали вынужденную остановку: Валерий начал замерзать. Пришлось ему надеть под гидрокостюм еще один свитер.
       Поплыли дальше. Вскоре удалось подстрелить щуку килограмма на два с половиной. Встреча была неожиданной и для меня, и для хищницы, но я оказался проворнее.
       Обогнув по большой дуге деревню Тихонове, вышли под крутым лесистым берегом. На этом месте в прошлые годы мы не раз устраивали стоянки. Не снимая гидрокостюмов, лишь скинув резиновые перчатки, наломали сухих веток и развели костер.
       Зимой трудно обойтись без костра. Во-первых, приходится отогревать замки куканов и поясов, чтобы можно было их разомкнуть, наконечники гарпунов, чтобы после охоты легче было их свинтить, подсушить гидрокостюм, чтобы заклеить на нем случайный разрыв или прокол. Во-вторых, есть подогретые в фольге бутерброды много приятнее, нежели глотать промерзшие, твердые куски. Наконец, возле костра и телу теплее, и душе веселее.
       Разогрели еду, достали термосы с чаем... Сидя на складных стульчиках у жаркого костра, отогрелись, разомлели и пустились в воспоминания...
       Однажды, выйдя к реке на противоположном берегу, спугнули рыжую лису. Пути отступления у нее были отрезаны, и она бросилась в воду! На наших глазах лиса удивительно легко переплыла реку, даже течением ее не снесло. Вылезла на берег, отряхнулась, как это делают собаки, и не торопясь потрусила в лес как раз в том месте, где мы сейчас сидели.
       А вон там, чуть выше островка с одиноким ольховым кустом, Валерий добыл своего первого угря. У меня уже был опыт охоты на этих рыб. Поэтому, когда я обнаружил норку, поманил друга, направил его ружье в нужное место и дал сигнал стрелять. Но... добычи на гарпуне не оказалось. Проплыв метра два по течению, мы снова увидели норку. Теперь уже счастливый охотник крепко сжимал в руке трофей, а из-под трубки и маски неслись ликующие вопли...
       Пора в путь. Укладываем вещи в лодку и погружаемся.
       Последний участок не был чем-то особо примечательным. Валерий нашел угря, который, похоже, заканчивал все счеты с этой жизнью. Он открыто лежал на дне и слабо зашевелился будучи уже на гарпуне. Скорей всего, он был чем-то отравлен. В этом нас убеждали и погибшие окуни и пескари, которые в тот день нам попадались.
       Не оправдались наши надежды на один заливчик с хорошей, густой травой. Раньше в нем из-под толстого и рыхлого, как пух, ила мы добывали угрей, в траве всегда держались приличные плотвицы, щуки, встречались язи и караси. К сожалению, на этот раз весь залив был покрыт льдом. Подныривать под него не имело смысла, так как вода там была взмучена снующей у илистого дна мелкой рыбешкой.
       Последний участок реки, который мы проплывали,— Святой омут. Расположенный в середине довольно широкой части реки, он имеет дугообразную форму, нависающий глиняный карниз и противотечение. Глубина его прежде была 4 метра, а сейчас — едва ли 3 метра; песок и мусор засыпали нишу под карнизом. Кроме пескарей, ничего там мы не обнаружили.
       Завершился нащ поход напротив деревни Тетерино. Короткий зимний день подходил к концу. На переодевание и упаковку вещей ушло не более получаса, но на морозе с ветром и тридцать минут кажутся вечностью. Согрелись ходьбой до шоссе, где нас подхватила попутная машина...
       Хоть и невелика оказалась наша добыча, и холод порой донимал, это не мешало нам по пути домой строить планы следующей поездки.

(c)ДОМ РЫБАКА - 2000
Ваши предложения и замечания ждем по адресу

e-mail:webmaster@fishing.kiev.ua